Русский символизм (к. XIX-н. XX в.)
Содержание 1. Основные понятия и термины 2. Поэты-символисты 3. «Старшие» символисты. В.Я. Брюсов. 4. К.Д. Бальмонт 5. « Младосимволисты». А.А. Блок. 6. М.А. Врубель 7. К.С. Петров-Водкин 8. А.Н. Скрябин
Основные понятия и термины МОДЕРНИЗМ МОДЕРНИЗМ ДЕКАДЕНТСТВО ДЕКАДЕНТСТВО МЛАДОСИМВОЛИЗМ МЛАДОСИМВОЛИЗМ СИМВОЛ СИМВОЛ
Поэты-символисты «СТАРШИЕ» СИМВОЛИСТЫ «СТАРШИЕ» СИМВОЛИСТЫ В.Я. Брюсов К.Д. Бальмонт И.Ф. Анненский В.Я. Брюсов К.Д. Бальмонт И.Ф. Анненский «МЛАДОСИМВОЛИСТЫ» «МЛАДОСИМВОЛИСТЫ» А.А. Блок В.И. Иванов А. Белый
«Старшие» символисты В.Я. Брюсов ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. В.Э.Борисов-Мусатов «Призраки» 1903
К.Д. Бальмонт «СИМВОЛИЗМ- это поэзия, в которой органически сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота».
* * * Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. шел И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил,тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор… В. Кандинский «Церковь» К.Д. Бальмонт
«МЛАДОСИМВОЛИСТЫ» А.А.Блок «Современная поэзия вообще ушла в мистику, и одним из наиболее ярких мистических созвездий выкатывалась на синие глубины неба поэзии – Вечная Женственность» А. Блок 1900-е годы
НЕЗНАКОМКА …И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна… И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль… И. Глазунов «Незнакомка» 1980
М.А. Врубель « Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.» А. Блок
* * * На дымно-лиловые горы Принес я не луч и не звук, Усталые губы и взоры, И плети изломанных рук. И в горном закатном пожаре, В разливах синеющих крыл С тобою, с мечтой о Тамаре, Я, горний, навеки без сил… М. Врубель «Демон поверженный» 1902 А. Блок
К.С.Петров-Водкин Торжественное монументальное полотно имеет глубокий символический смысл: в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества. «Купание красного коня» 1912
А.Н. Скрябин «Скрябин - не титан… Он - эльф, который умеет только ткать ковры из лун-н-ных лучей… Но иногда … он… коварством своим мог… подкрадываться… и тоже низвергать лавины в бездны» К.Бальмонт
Вопросы для самопроверки 1.В чем заключается своеобразие русского символизма н. XX века? 2.Приведите примеры образов-символов в произведениях Брюсова, Блока, Врубеля. 3.Почему для поэтов-символистов близким видом искусства стала музыка?