ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Понятие «дидактический приём» « Дидактический приём – это обусловленное методом конкретное действие учителя или ученика, которое характеризуется завершённостью и ведёт к достижению ближайшей учебной цели, к решению частной задачи обучения». (Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в средней школе,1977) « Приём – это относительно законченный приём технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре. Это способ педагогических действий в определённых условиях». (Прутченков А.С. Учим и учимся играя,1997) « Приём обучения – это конкретное, часто элементарное действие учителя, вызывающее ответное действие ученика, в результате чего достигаются соотносимые цели обоих действующих лиц. Приём служит достижению частной цели. Многообразные сочетания приёмов составляют методики обучения». (Дидактика средней школы, 1982, с. 212)
Средства обучения «Средствами обучения можно назвать всё то, что «лежит» между преподавателем и обучаемым и необходимо тому и другому для проведения учебных процедур: от слова преподавателя до тренажёра (вещественное, визуально- двигательное средство, в том числе книга, схема, компьютер и т.п.)». (Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине, 1994)
Понятие «педагогическая техника» Метод, форма (Дидактическая основа) МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ = ________________________________________ Средства, приёмы (Педагогическая техника) (Традиционная, развивающая, личностно-ориентированная…)
Специальные мероприятия по накоплению дидактических приёмов 1.Создание библиотеки «золотых развёрнутых планов уроков» (планов, в которых точно описано, что и как делает тот или иной учитель в процессе проведения урока). 2.Создание « картотеки педагогического опыта», в которой фиксируются интересные приёмы, находки, анкеты, результаты и описание новых методов, проблемных ситуаций и способов их разрешения, аннотации источников, конспекты профессионально значимых книг и т. д.
План описания приёма цель приёма, оснащение, описание хода работы, эффективность приёма.
Приёмы управления классом 1.Демонстрация профессионального уровня. 2. Выход за пределы учебника. 3. Сравняйте позиции. 4. Советуйтесь.
Традиции урока 1. Вхождение в урок. 2. Завершение урока. 3. Отдых.
Приёмы устного опроса 1.Базовый лист контроля. 2.Светофор. 3.Показательный ответ. 4.Опрос по цепочке. 5.Тихий опрос. 6.Магнитофонный опрос. 7.Программируемый опрос. 8.Взаимоопрос. 9.Щадящий опрос.
Приёмы письменного контроля 1.Фактологический диктант. 2.Выборочный контроль. 3.Тренировочная контрольная работа. 4.Блиц-контрольная. 5.Релейная контрольная работа.
Приёмы оценивания 1.Расширение поля отметок. 2.Райтинг. 3.Своя валюта
Приёмы повторения пройденного на уроке 1.Своя опора. 2.Повторяем с контролем. 3.Повторяем с расширением. 4.Свои примеры. 5.Опрос-итог.
Виды домашнего задания 1.Трёхуровневое. 2.Задание массивом. 3.Особое задание. 4.Творческое задание.
Приёмы повышения интереса к учебному материалу 1.Привлекательная цель. 2.Удивляй. 3.Отсроченная отгадка. 4.Фантастическая добавка. 5.Лови ошибку. 6.Практичность теории. 7.Пресс-конференция. 8.Вопрос к тексту.