Требования к современному уроку
Что такое урок? Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития, учащихся форма организации деятельности постоянного состава учащихся в определенный отрезок времени под руководством учителей. (преобладающая формулировка)
1. Традиционный урок
Особенности традиционных уроков СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОМПОНЕТЫ УРОКАДОСТОИНСТВАНЕДОСТАТКИ Целиформирование знаний, умений и навыков. субъект - объектные взаимодействия в системе «учитель- ученик», изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом. Содержание учебного материала наибольший объем информации, систематичность.
ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОМПОНЕТЫ УРОКАДОСТОИНСТВАНЕДОСТАТКИ Методы и формы учебной деятельности школьников четкая структура и организация урока. низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления. Методы и формы работы учителя вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя. Особенности традиционных уроков
Процессуальная часть Компоненты урокаДостоинстваНедостатки Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками довлеющий характер педагогического взаимодействия со стороны учителя Диагностика учебного процесса предсказуемость, контролируемость результатов обучения слабая обратная связь
Социальная технология «ответы без вопросов» одна из характерных технологий передачи знаний, которая была заложена Яном Амосом Коменским три характеристики современного урока: дискретная форма знаний (ответы без вопросов), дискретная форма знаний (ответы без вопросов), монологические формы общения, монологические формы общения, авторитарные формы общения. авторитарные формы общения.
2. Деятельностный урок
Чем вызвана необходимость внедрения системно-деятельностного подхода? Спустя две недели у нас в памяти остаётся Конус обучения Степень включённости в учёбный процесс 90% того, что говорим и делаем Реальная работа Активная Имитация реального опыта Ролевая игра 70% того, что говорим Проведение бесед Участие дискуссиях 50% того, что видим и слышим Наблюдение за реальным процессом Пассивная Просмотр презентаций Наблюдение за демонстрационным процессом Просмотр кинофильмов 30% того, что видим Просмотр иллюстраций 20% того, что слышим Прослушивание выступлений 10% того, что читаем Чтение Джон Кийосаки
Что такое деятельностный урок? Урок, позволяющий организовать обучение на основе «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
Понятие учебной ситуации Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают Например, задачи: с недостаточностью исходных данных, с неопределенностью в постановке вопроса, с избыточными или ненужными для решения исходными данными, с противоречивыми сведениями в условии, требующие использования предметов в необычной для них функции.
требования к уроку в соответствии со ФГОС общего образования Приоритетность планируемых образовательных результатов Использование видов учебной деятельности, направленных на достижение планируемых образовательных результатов Деятельностный характер обучения (через учебные ситуации / проблемные задачи) Индивидуализация в подборе заданий Акцент на самостоятельность в обучении Содержание урока только как инструмент в достижении запланированных образовательных результатов Отбор средств обучения, направленных на реализацию видов учебной деятельности в соответствии с новыми образовательными результатами
Типология уроков урок усвоения новых знаний; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений. Одна из классификаций
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы
Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно-деятельностного подхода новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности; необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных; понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.
Технологическая карта конструирования урока в соответствии с требованиями нового Стандарта Общая часть урока: Тема урока Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные и предметные) Решаемые учебные проблемы Основные понятия, используемые/изучаемые на уроке Вид используемых средств ИКТ Методическое назначение средств ИКТ Программное обеспечение Образовательные Интернет-ресурсы
Технологическая карта Основная часть (организационная структура урока): Образовательный результат/группа образовательных результатов Виды учебной деятельности, направленные на формирование данного образовательного результата (больше индивидуальный заданий) Средства обучения для реализации отобранных видов учебной деятельности Методы обучения Форма организации деятельности учащихся (индивидуальная, парная, групповая) Функции/роль учителя на разных этапах урока Основные виды деятельности учителя Рефлексия!!!
Технологическая карта урока Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. 4-х модульная вариативная часть карты Ход урока Этап урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся ПознавательнаяКоммуникативная РегулятивнаяЛичностная Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельност и Осуществля емые действия Формируем ые способы деятельност и Осуществля емые действия Формируем ые способы деятельност и Осуществля емые действия Формируе мые способы деятельно сти
Обновленные методы обучения «Обучение через задавание вопросов», или «процесс направляемых открытий»; метод диагностических вопросов (метод Сократа) – ответы на которые позволяют увидеть и скорректировать оставшееся непонятным; задания на объяснение – учащийся должен объяснить что-то однокласснику или учителю; создание учащимися «карт памяти», опорных и других конспектов, в которых необходимо вычленить главные мысли и установить взаимосвязи между ними. Преподавание – это всего лишь средство, гораздо важнее процесс учения!
В этой связи требования к уроку в соответствии со ФГОС общего образования Использование видов учебной деятельности, направленных на достижение планируемых образовательных результатов Деятельностный характер обучения (через учебные ситуации / проблемные задачи) Индивидуализация в подборе заданий Акцент на самостоятельность в обучении Содержание урока только как инструмент в достижении запланированных образовательных результатов Отбор средств обучения, направленных на реализацию видов учебной деятельности в соответствии с новыми образовательными результатами