1 Евдокимова А.О., к.п.н., старший научный сотрудник Отдела начального образования ИСМО РАО Кочурова Е.Э., к.п.н., старший научный сотрудник Отдела начального образования ИСМО РАО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА как технология реализации ФГОС второго поколения в УМК «Начальная школа ХХІ века» (часть 2).
3.2. Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (Стандарт 2009 г.) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Объяснение решения по схеме (граф-схеме) Коррекционно-развивающая тетрадь «Я учусь считать» 1 класс
Пример из педагогической диагностики 3 класс (середина уч. года) Задание 8 Отметь верное решение задачи. В детский сад привезли апельсины. После того как дней расходовали по кг в день, осталось кг апельсинов. Сколько килограммов апельсинов привезли в детский сад? а) ( ) – б) ( ) + в) ( – ) –
задания связаны с определением уровня ряда мыслительных операций проведение обобщения поиск нескольких возможных способов решения классификац ия группировка распознаван ие задачи, не имеющей решения проведение сравнения
Принципиальные позиции педагогической диагностики : сравнение ребенка только самого с собой на разных этапах его развития; сравнение результата труда с образцом: с обязательным выделением, подчеркиванием успехов; рассмотрение ошибки с точки зрения ее познавательного значения и преходящего характера. ученику важнее видеть, что и почему (за счет чего) у него получается, чем убеждаться в том, что не получилось; развернутая содержательная оценка с подчеркиванием достижений помогает сориентироваться на результат своего труда, почувствовать уверенность в своих возможностях, понять, что именно нужно еще освоить, а значит - пробудить учебно-познавательную мотивацию.
Педагогическая диагностика 1 Выявление причин устойчивых ошибок; характера возникающих затруднений Коррекционно- развивающая работа Педагогическая диагностика 2
Коррекционно-развивающая работа
Примеры из педагогической диагностики Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд. 1) белый – чёрный, длинный - _________________________ 2) ласковый, приветливый, нежный, ____________________ 3) кенгуру, метро, пальто, ____________________________ 4) цветок, цветка, к цветку, ____________________________ Запиши к данным словам антонимы (слова, противоположные по значению). радостный - ___________, опасный - _______________ прекрасно - ____________, капустный - _____________ хвастливый - ___________, гигантский - _____________
Определение особенностей усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков В данной записи некоторые цифры заменили точками. Поставьте знаки >, < так, чтобы записи были верными:
Лыжник шёл 4 часа со скоростью 11 км/ч. Обратно он поехал другой дорогой, которая была короче первой на 17 км, но и скорость лыжника на обратном пути была на 2 км/ч меньше. Сколько времени потратил лыжник на обратную дорогу? Допиши пропущенные действия в решении этой задачи. 1) 11 4 = 44 ( км) 2)__________________ 3) 11 – 2 = 9 ( км/ч) 4) __________________
«Дружим с математикой» 4 класс
Задания позволяют определить, связаны ли трудности с пробелами в знаниях или же трудности связаны с неумением учащегося применять имеющиеся знания, удерживать необходимую последовательность действий. Выявление причин устойчивых ошибок учеников и характера возникающих затруднений помогают наметить пути осуществления коррекционной работы.
Под качественным усвоением понимается умение учащегося самостоятельно осуществлять поиск решения, применить нестандартный способ действия, использовать приобретенные знания самостоятельно и творчески.
Пример из педагогической диагностики 2 класс середина года 1. Прочитай предложения. В рядом с правильными предложениями поставь +. В русском языке все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости. В русском языке не все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости. В русском языке звуки [ш] [ж] [ц] всегда твёрдые, у них нет мягкой пары. В русском языке звуки [й] [ч] [щ] всегда мягкие, у них нет твёрдой пары. 2. Поставь + в рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие. зелень дорога жить чаща цель гений 3. В языке «Крокс», так же как и в русском языке, нет отдельных букв для парных по твёрдости - мягкости согласных. Догадайся, как обозначается твёрдость и мягкость согласных звуков в языке «Крокс». Запиши несколько слов по правилам «крокского» языка. м*ач* - мячм ۷ ал*ч*ик ۷ - мальчик вата - ____________________, тётя - ____________________, чижи - ___________________, осень - ___________________ Как ты думаешь, каких букв нет в языке «Крокс»?
Оценивание выполнения заданий педагогической диагностики В интерпретации результатов применяется сочетание качественного и количественного подходов. Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬ пригорок поход подруга мальчик кафеполяна 0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме, правильные слова не отмечены или кроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных. 1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, которое не соответствует схеме. 2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме (поход или подруга), неправильных выборов нет. 3 балла – задание выполнено правильно: отмечены слова поход, подруга.
п/п 2 класс Б (декабрь- январь 2010 г.) Список класса Математика (ДИАГНОСТИКА) Паршина Евгения Викторовна 1 Логич. Задача (не жёлтая, не квадрат ) 2 Выбор схемы (Текст задачи схема.) 3 Подсчёт квадратов разными способами 4 Выбор арифме тическо го действ ия (Текст задачи действ ие.) 5 + (-) в предел ах 100. Нестан дартная ситуац ия. 6 Анализ текста задачи. 7 Текст задачи действие Нестанд артная ситуация.Избыточ ное данное. 8 Констру ировани е новой фигуры из частей 9 Нарисуй самолёт (рыбку), изменив её простра нственн ое располо жение. СамоК Балл Мах 27 1.Алексеева Нашла решение в 3 6х2+2х2 2.Болобан Барсуков конструирование, пространство 4.Ванеев Оригинальный подход к решениям 6.Демишев конструирование, со- поставление с образцом 7.Дюкарева конструирование 8.Ерлыков Проверка собственного решения 27-19=18 конструир, пространство 10Кобелев Нашёл решение в 3 6х2+2х2 11Козлова Нашла решение в 3 6х2+2х2 12Орлов Осокин Нашёл решение в 3 6х2+2х2 14Павельев Анализ задачи 7. конструирование 15Панцулая Задача7, конструир, пространство 16Собко Анализ задачи 7. 17Тухтаев Задачи. Проверка собственного решения 18Уманская Задачи 6,7,конструиро-вание, пространство 20Шукурова Юрков
Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка Обучение в гетерогенных классах. Выделение заданий трёх уровней сложности. Наличие коррекционно- развивающих тетрадей. Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия.
Диагностика успешности обучения - обязательное условие работы учителя сегодня Педагогическая диагностика позволяет выявить: качество усвоения учащимися учебного материала, и прежде всего –умение детей применять свои знания в новой ситуации, самостоятельно находить способ решения учебной задачи. Сопоставлять текст задачи с возможными вариантами ее решения, выбирать правильный ответ, выполняя мыслительные операции; уровень самостоятельности учащихся, сформированности у них самоконтроля и самооценки; обнаружить как действуют учащиеся при выполнении заданий, имеющих не одно. А несколько правильных решений; насколько сформирована у школьника учебная деятельность
Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение Предлагаемые тесты позволяют выяснить, насколько знания и умения учащихся соответствуют основным требованиям ( общим для всех программ начальной школы) к знаниям и умениям учащихся, оканчивающим соответствующий класс. Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.