Работу выполнила: Студентка группы 631 Смирнова Е.А. Человек для работы или работа для человека: к вопросу о профессиональной самореализации Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Лаборатория экономико-социологических исследований Текстологический семинар
Американский психолог, который родился 17 апреля 1923 г. в Линне (штат Массачусетс) Стал одним из наиболее цитируемых имен в бизнесс-менеджменте Наиболее известен благодаря исследованиям удовлетворенности и неудовлетворенности работой, а также как создатель двухфакторной теории мотивации В 1968 г. его статья «One More Time: How Do You Motivate Your Employees?» («Как вы стимулируете своих работников?») появилась на страницах журнала Harvard Business Review и стала «самой популярной его публикацией, разошедшейся в количестве свыше миллиона экземпляров».
Неудовлетворенность работой
В основе большинства исследований мотивов и стимулов к работе, лежит общепринятое предположение, что ощущение профессиональной самореализации приводит к чувству удовлетворенности работой, которая выражается в большей мотивации и продуктивности труда. То есть это предположение можно выразить в формуле:
Тем не менее эта прямая зависимость не является столь очевидной как кажется: * удовлетворенность работой и мотивация может зависеть от каких-то внешних факторов, например, зарплаты работника; * связь между ощущением профессиональной самореализации и высокой продуктивностью может быть обратной, то есть трудоголики в большей степени будут мотивированы и склонны определять свою работу в терминах профессиональной самореализации.
Исследование израильских киббуцов показало, что при определении одной и той же работы, трудоголики в гораздо большей степени склонны определять свою работу с позиции профессиональной самореализации. Это доказывает, что степень «самоотдачи» на работе во многом определяет отношение человека к этой работе. А значит, продуктивность вовсе не является следствием самореализации или каких-то определенных характеристик работы.
Значит, изначальная формула должна иметь вид:
Тогда взаимосвязь между самореализацией, удовлетворенностью, мотивацией и продуктивностью остается открытой: Почему одна и та же работа воспринимается по-разному? Почему одна и та же работа воспринимается по-разному? И что же тогда заставляет людей работать больше? Можно ли изучить профессиональную самореализацию или в каждом конкретном случае она будет слишком субъективной?