Тема урока Тема урока: Спирты Учитель: Сафарова М.А. МОУ Лицей 15 Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме спирты, активизация познавательного интереса по теме, развитие творческого мышления, привлечение внимания к проблеме здоровья населения.
1. Классификация спиртов. 1. Классификация спиртов. 1) Дайте определение понятию спирты. Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом 2) Вспомните типы классификации спиртов. 1) По числу гидроксильных групп: Одноатомные, двухатомные(гликоли), трехатомные и многоатомные спирты 2) По характеру углеводородного радикала: Предельные, непредельные, ароматические 3) По характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа: Первичные, вторичные, третичные
2. Дайте названия спиртам: CH 3 -CH 2 -CH-CH 2 OH CH 3 CH 3 -CH 2 -C-CH 2 OH CH 3 CH3 CH 3 - CH - CH - CH 2 OH CH 3 OH CH 2 - CH - CH 2 OH OH OH CH 3 -CH 2 - C - OH CH 3 CH3 1. CH 3 - CH 2 -CH 2 OH CH 2 =CH-CH 2 OHC 6 H 5 - CH 2 OH C 6 H 5 - C – CH 3 CH 3 OH Пропанол-1 2-метил-бутандиол-1,3Пропантриол-1,2,3, глицерин 2,2-диметил-бутанол-12-метил-бутанол-22-метил-бутанол-1 Пропен-2-ол-1, аллиловый спирт фенилметанол, бензиловый спирт 2-фенил-пропанол
1. Напишите вероятные продукты реакции: 1. Напишите вероятные продукты реакции: СH 3 -CH=CH-CH 3 CH 3 -C(CH 3 ) 2 -CH=CH 2 CH 2 =CH-C 6 H 5 CH 2 (Cl)-CH=CH 2 СH3-CH(OH)-CH2-CH3 CH3-C(CH3)3-CH(OH)-CH3 CH3-CH(OH)-C6H5 CH2(OH)-CH=CH2 H 2 O, H + 3. Методы получения спиртов. 2. По какому типу протекает реакция? Что такое электрофил? 2. По какому типу протекает реакция? Что такое электрофил? Тип реакции – электрофильное присоединение. Электрофилы – это катионы или молекулы, имеющие незаполненную электронную орбиталь. Нуклеофилы – это атомы или молекулы, имеющие неподеленную электронную пару электронов.
Устойчивость карбокатионов увеличивается в ряду:
4. Химические свойства спиртов. 2)Распределите спирты по увеличению их кислотности. СН 3 -СН 2 -ОН СН 3 -СН 2 -СН 2 -ОН НО-СН 2 -СН 2 -ОН СН 2 (ОН)-СН(ОН)-СН 2 ОН СН 3 -ОН 1) Какие типы химических реакций характерны для класса предельных спиртов? Реакции замещения, отщепления, окисления.
Напишите уравнения реакции получения из этанола диэтилового эфира, этена, уксусной кислоты, этилового эфира уксусной кислоты. Укажите тип реакции. 2 СH 3 -CH 2 OH СH 3 -CH 2 -O-CH 2 -CH 3 + H 2 O H 2 SO 4, 140 o C СH 3 -CH 2 OH СH 2 =CH 2 + H 2 O H 2 SO 4, 140 o C 3СH 3 -CH 2 OH + K 2 Cr 2 O 7 + 4H 2 SO 4 3СH 3 -COOH + K 2 SO 4 + Cr 2 (SO 4 ) 3 + 7H 2 O СH3COOH + СH 3 -CH 2 OH СH 3 -COO-CH 2 -CH 3
5. Области применения спиртов Области применения Свойства 1. Химическая промышленность А) взаимодействие с карбоновыми кислотами - получение эфиров Б) получение алкадиенов (р. Лебедева) – каучука – резины В) производство уксусного альдегида - уксусной кислоты 2. МедицинаРастворитель, дезинфицирующее средство, производство лекарственных средств 3. ПарфюмерияРастворитель, дезинфицирующее средство 4. Топливо (горючее для двигателей внутреннего сгорания) Горит, высокое октановое число горючей смеси Р. горения: топливо будущего 5. Пищевая промышленность (изготовление спиртных напитков, добавление в кондитерские изделия)
Результаты социологического опроса учеников 9-11 классов лицея (197 опрошенных) Вопрос данет Знаете ли вы о вреде алкоголя на организм? 196 ч (99,5%) 1 ч (0,5%) Пробовали ли вы алкоголь содержащие напитки? 35 ч (17,8%) 162 ч (82,2%) Считаете ли вы актуальной проблему подросткового алкоголизма 57 ч (28,9%) 140 ч (71,1%)
Выводы Спирты многообразны по строению и свойствам Спирты многообразны по строению и свойствам Спирты находят применение во многих областях нашей жизни Спирты находят применение во многих областях нашей жизни Не стоит забывать о негативном действии на организм некоторых представителей спиртов Не стоит забывать о негативном действии на организм некоторых представителей спиртов Д/з п,17. задание по карточке.
Рефлексия. 1. Что осталось непонятным? 1. Что осталось непонятным? 2. Что больше всего понравилось? 2. Что больше всего понравилось? 3. Что бы вы хотели изменить в ходе урока? 3. Что бы вы хотели изменить в ходе урока? 4. Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной системе. 4. Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной системе. спасибо за урок!
Тестирование по теме спирты. Тестирование по теме спирты. 1 вариант 1 вариант 1. алкоголятами называются продукты взаимодействия: 1. алкоголятами называются продукты взаимодействия: А) фенолов с активными металлами Б) спиртов с галогенводородами А) фенолов с активными металлами Б) спиртов с галогенводородами В) спиртов с карбоновыми кислотами Г) спиртов с активными металлами В) спиртов с карбоновыми кислотами Г) спиртов с активными металлами 2. В схеме превращений: этанол Х уксусная кислота, Х : 2. В схеме превращений: этанол Х уксусная кислота, Х : А) хлорэтан, б) этилен, в) ацетальдегид, г) этиленгликоль А) хлорэтан, б) этилен, в) ацетальдегид, г) этиленгликоль 3. Этиленгликоль не образуется при взаимодействии: 3. Этиленгликоль не образуется при взаимодействии: А) ацетилена с водой Б) этилена с холодным слабощелочным раствором перманганата калия А) ацетилена с водой Б) этилена с холодным слабощелочным раствором перманганата калия В) 1,2-дихлорэтана с водным раствором щелочи Г) этилена с перекисью водорода В) 1,2-дихлорэтана с водным раствором щелочи Г) этилена с перекисью водорода 4. Различить растворы муравьиной кислоты, этанола, глицерина можно с помощью 4. Различить растворы муравьиной кислоты, этанола, глицерина можно с помощью А) бромной воды, Б) аммиачного раствора оксида серебра, А) бромной воды, Б) аммиачного раствора оксида серебра, В) лакмуса, Г) свежеосажденного гидроксида меди (II) В) лакмуса, Г) свежеосажденного гидроксида меди (II) 5. Продукт восстановления ацетальдегида 5. Продукт восстановления ацетальдегида А) этанол, Б) пропанол-1, В) уксусная кислота, Г) ацетон А) этанол, Б) пропанол-1, В) уксусная кислота, Г) ацетон 6. Наиболее высокую температуру кипения имеет: 6. Наиболее высокую температуру кипения имеет: А) пропан, Б) пропаналь, В) 2-хлорпропанол, Г) пропанол А) пропан, Б) пропаналь, В) 2-хлорпропанол, Г) пропанол 7 Этанол не реагирует: 7 Этанол не реагирует: А) сульфатом меди, Б) оксидом меди, В) пропанолом-2, Г) серной кислотой А) сульфатом меди, Б) оксидом меди, В) пропанолом-2, Г) серной кислотой 8. Пропанол-2 можно получить из 2-бромпропана действием: 8. Пропанол-2 можно получить из 2-бромпропана действием: А) с водой в присутствии серной кислоты Б) водного раствора щелочи А) с водой в присутствии серной кислоты Б) водного раствора щелочи В) спиртового раствора щелочи Г) металлического натрия В) спиртового раствора щелочи Г) металлического натрия
Тестирование по теме спирты. 2 вариант 1. Не существует классификации спиртов по: А) природе углеводородного скелета Б) по количеству ОН-групп В) по количеству атомов углерода в основной цепи 2. В схеме превращений: этен Х этаналь, Х : А) хлорэтан, б) этилен,в) ацетальдегид, г) этанол 3. Глицерин получают по реакции взаимодействия: А) пропина с водой Б) гидролизом жиров В) пропандиола-1,2 с водным раствором щелочи, Г) этилена с перекисью водорода 4. Спирты проявляют свойства: А) слабых кислот, Б) слабых оснований, В) слабых кислот и оснований 5. Продукт восстановления пропаналя А) этанол, Б) пропанол-1, В) пропанол-2, Г) пропановая кислота 6. Изомером пропанола-1 является: А) пропан, Б) бутанол-1, В) пропанол-2, Г) этиленгликоль 7 Этанол реагирует: А) бромной водой, Б) оксидом железа (III), В) пропаном, Г) гидроксидом меди (II) 8. При действии водного раствора щелочи на монобромалканы преимущественно образуются: А) алканы Б) алкеныВ) спиртыГ) альдегиды
Тестирование по теме спирты Вариант 1 Вариант 1 метанАэтанБ этанолдиэтиловый эфир 2-хлорэтанол-1, этанол, пропанол Вариант 2 Пропанол-1 А Б 2,3- диметилбутан СО 2 Глицерин, пропандиол-1,3, пропанол-1 1. Напишите уравнения реакций 2. Распределите спирты по увеличению температуры кипения 3. Решите задачу: Определите формулу одноатомного предельного спирта, имеющего плотность 1,4 г/мл, если при дегидратации 37 мл этого спирта получен алкен массой 39,2 г.