Бюджетная политика в долгосрочной перспективе: эффект кризиса Е.Гурвич, Е.Лебединская, А.Суслина Экономическая экспертная группа
Бюджетная политика до и во время кризиса
Доходы и расходы расширенного бюджета в реальном выражении (2003=100%)
Дополнительные доходы и расходы расширенного бюджета (% ВВП)
Цены на нефть Urals, долл./барр.
Ухудшение баланса бюджета во время кризиса в России и других странах
Страны с максимальным кризисным спадом Страна Средний рост в гг. Страна Средний рост в гг. ФактПрогнозРазн.ФактПрогнозРазн. 1 Латвия Азербай- джан Эстония Грузия Литва Ирландия Украина Ангола Армения Россия
Фискальные стимулы в России и других странах % ВВП Россия4,5%5,3%4,7% Страны G-20, в среднем2,1% 1,1% Развитые1,9%2,1%1,2% С формирующимися рынками 2,4%2,0%0,9%
Итоги кризиса – структура расходов % ВВПдоля Общегосударственные вопросы 2,6% 7,9%6,8% Образование4,0%4,3%11,9%10,9% Здравоохранение3,7%3,8%11,1%9,9% Оборона и безопасность5,2%5,9%15,3%15,1% Нац. экономика5,4%5,2%16,1%13,4% Соц. политика8,7%13,2%25,8%33,9% Прочее4,1%3,9%12,0%9,9% ВСЕГО33,8%38,9%
Бюджетная политика после кризиса
Бюджет на годы, трлн. руб закон оценка ЭЭГзакон оценка ЭЭГзакон оценка ЭЭГ Доходы8,89,79,510,4 11,4 Расходы10,711,011,212,612,213,6 Баланс-1,8-1,3-1,7-2,1-1,8-2,2 Баланс, % ВВП-3,6%-2,5%-3,1%-3,8%-2,9%-3,6%
Дополнительные доходы и возможные дополнительные расходы
Доходы федерального бюджета до 2020 года – инерционный сценарий
Расходы федерального бюджета до 2020 года – инерционный сценарий
Баланс федерального бюджета
«Равновесные» цены на нефть для бюджетной сбалансированности
Государственный долг и процентные платежи
Восстановление бюджетных правил Сбережение нефтегазовых доходов В годах – сверх заложенных в бюджете С 2014 года - превышающих расчетные доходы при долгосрочной «средней» цены на нефть – 75 долларов за баррель (в ценах 2011 года) Чистые заимствования не более 1% ВВП в год
Потенциальные источники увеличения доходов федерального бюджета Повышение налоговой нагрузки на газовый сектор до 70% от добавленной стоимости Выравнивание налоговой нагрузки в нефтяном и газовом секторах: сейчас нагрузка в газовом секторе в 2,5 раза ниже, чем в нефтяном (>80%) + 1,4% ВВП к доходам федерального бюджета Повышение ставок акцизов (на табак) + 0,2% ВВП к доходам бюджетной системы
Располагаемые ресурсы федерального бюджета
Основные направления сокращения расходов Оборона и безопасность: o В России одни из самых высоких в мире o Необходимо сокращение до уровня 3-4% ВВП Субсидии: o В 2006 году составляли около 1,7% ВВП, сейчас – 4,0% ВВП Административные расходы Реформирование пенсионной системы
Структура расходов в России и других странах РоссияСША Велико- британия Канада ГерманияЮАРЧили Образование и здравоохранение 8,1%14,1%13,2% 13,5% 10,1%10,6%7,3% Оборона и безопасность 5,9%6,4%5,1% 3,1% 2,6%5,3%2,4% Национальная экономика 5,2%3,7%2,9% 3,6% 3,2%6,4%3,4% Социальная политика 13,2%6,9%15,4% 11,9% 20,0%8,4%6,1% Прочее5,9%3,0%5,4% 4,6% 5,1%12,7%1,6% Справочно Гос.инвестиции3,3%1,4%0,9% 0,0% 1,6%0,7%0,9% Субсидии4,0%0,4%0,7% 1,1% 0,8%5,6%
Занятость в бюджетном секторе и на предприятиях государственной собственности в России и других странах
Расходы федерального бюджета до 2020 года, при проведении реформ
Баланс федерального бюджета, при проведении реформ
Государственный долг, процентные платежи и средства Резервного фонда, % ВВП