Саморегулирование в России: оптимизация государственного вмешательства или ограничение конкуренции? Полина Крючкова, профессор НИУ ВШЭ Москва, 5-7 апреля 2011 г.
Цели исследования Обеспечивает ли используемая в России модель саморегулирования выигрыш хозяйствующих субъектов и общества в целом по сравнению с государственным регулированием? Обеспечивает ли используемая в России модель саморегулирования выигрыш хозяйствующих субъектов и общества в целом по сравнению с государственным регулированием? Существуют ли стимулы для создания СРО? Существуют ли стимулы для создания СРО?
Понятие саморегулирования Саморегулирование – это регулирование определенных рынков и сфер самими экономическими агентами, без прямого вмешательства государства Организация саморегулирования: Организация саморегулирования: Разрабатывает стандарты и правила Разрабатывает стандарты и правила Контролирует их соблюдение Контролирует их соблюдение Работает с жалобами и разрешает споры Работает с жалобами и разрешает споры
Преимущества и недостатки саморегулирования: ПреимуществаНедостатки Гибкость норм Гибкость норм Регулирование в большей степени отвечает потребностям рынка Регулирование в большей степени отвечает потребностям рынка Механизмы разрешения споров дешевле. Лучше адаптированы к особенностям сферы Механизмы разрешения споров дешевле. Лучше адаптированы к особенностям сферы Экономия бюджетных средств Экономия бюджетных средств Улучшение имиджа бизнеса Улучшение имиджа бизнеса Риск ограничения конкуренции (особенно в случае обязательного членства) Риск ограничения конкуренции (особенно в случае обязательного членства) Установленные требования могут не выполняться Установленные требования могут не выполняться Ограниченный набор санкций и их низкая эффективность Ограниченный набор санкций и их низкая эффективность
Развитие саморегулирования в России До 2001 г.: существовало в отдельных сферах (рынок ценных бумаг, реклама (?) и др. До 2001 г.: существовало в отдельных сферах (рынок ценных бумаг, реклама (?) и др. В 2001 г. в Долгосрочной программе социально- экономического развития поставлена задача развития саморегулирования как способа сокращения административного давления на бизнес В 2001 г. в Долгосрочной программе социально- экономического развития поставлена задача развития саморегулирования как способа сокращения административного давления на бизнес В 2007 г. принят закон «О саморегулируемых организациях» В 2007 г. принят закон «О саморегулируемых организациях» В 2008 – 2010 гг. расширение количества сфер, в которых действует обязательное саморегулирование В 2008 – 2010 гг. расширение количества сфер, в которых действует обязательное саморегулирование На сегодняшний день в России действует около 700 СРО, из них более 500 – в обязательной сфере На сегодняшний день в России действует около 700 СРО, из них более 500 – в обязательной сфере
Обязательное саморегулирование На рынке ценных бумаг Арбитражные управляющие Оценочная деятельность Строительство, проектирование, изыскания, аудит Кредитные кооперативы, ревизионные союзы с/х кооперативов, энергетическое обследование Теплоснабжение
СРО в России: обязательная сфера ЗаконСфераЧленство Кол-во СРО Орган, ведущий реестр Закон от 29 июля 1998 года 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Оценочная деятельность Обязательное9Росреестр Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. 127-ФЗ Деятельность арбитражных управляющих Обязательное Росреестр Градостроительный кодекс Российской Федерации инженерные изыскания Обязательное28Ростехнадзор Градостроительный кодекс Российской Федерации подготовка проектной документации Обязательное164Ростехнадзор Градостроительный кодекс Российской Федерации строительствоОбязательное235Ростехнадзор Федеральный закон от 30 декабря 2008 г ФЗ «Об аудиторской деятельности» Аудиторская деятельность Обязательное6Минфин Федеральный закон от 18 июля 2009 г. 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Кредитные кооперативы ОбязательноеНетМинфин Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193- ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов Обязательное 2 (???) Минсельхоз Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Проведение энергетического обследования Обязательное61Минэнерго Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ТеплоснабжениеОбязательное? Не определен
Обязательное саморегулирование: воздействие на бизнес Издержки бизнеса: Издержки бизнеса: Стоимость строительной лицензии 2600 р., взносы в компенсационный фонд СРО 300 тыс. – 1 млн. руб. Стоимость строительной лицензии 2600 р., взносы в компенсационный фонд СРО 300 тыс. – 1 млн. руб. Государственное регулирование: Государственное регулирование: Отменено только лицензирование Отменено только лицензирование Воздействие на конкуренцию: Воздействие на конкуренцию: Наибольший удар – по малым и средним предприятиям в неоднородных отраслях Наибольший удар – по малым и средним предприятиям в неоднородных отраслях
Обязательное саморегулирование: воздействие на общество Повышение качества услуг? Повышение качества услуг? По данным Росреестра, кол-во жалоб на арбитражных управляющих выросло в 23 раза (с 2001 по 2010 г.) По данным Росреестра, кол-во жалоб на арбитражных управляющих выросло в 23 раза (с 2001 по 2010 г.) Компенсация вреда? Компенсация вреда? С 2002 по 2010 г. зафиксировано 4 (!) выплаты из компенсационных фондов СРО арбитражных управляющих на сумму 10 млн. руб. (объем фондов – порядка 430 млн.), выплаты только по решению суда С 2002 по 2010 г. зафиксировано 4 (!) выплаты из компенсационных фондов СРО арбитражных управляющих на сумму 10 млн. руб. (объем фондов – порядка 430 млн.), выплаты только по решению суда Выплат по страхованию профессиональной ответственности больше, но какая связь между страхованием и СРО? Выплат по страхованию профессиональной ответственности больше, но какая связь между страхованием и СРО? Систем работы с жалобами в СРО нет (по закону они не требуются) Систем работы с жалобами в СРО нет (по закону они не требуются) Издержки государства по регулированию? Издержки государства по регулированию? Не происходит снижение масштабов государственного контроля Не происходит снижение масштабов государственного контроля
СРО в России: добровольная сфера ЗаконСфераЧленство Кол-во СРО Орган, ведущий реестр Федеральный закон 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» ЛюбаяДобровольное165 (на ) Росреестр Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг Добровольное5ФСФР Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" Негосударственные пенсионные фонды Добровольное1ФСФР Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Кадастровая деятельность Добровольное 6 (входят в общий реестр СРО) Росреестр ·Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38- ФЗ "О рекламе" Рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространител и Добровольноенет Специального реестра не предусмотрено ·Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" Жилищные накопительные кооперативы Добровольное Нет данных Специального реестра не предусмотрено ·Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (вступает в силу с 1 января 2011 г.) медиаторыДобровольноенет Не определен ·Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 316-ФЗ "О патентных поверенных" Патентные поверенные Добровольное Нет данных Роспатент
Добровольное саморегулирование 165 организаций в реестре СРО на
Добровольное саморегулирование Основной стимул получать статус СРО – ожидание введения в отрасли обязательного членства Основной стимул получать статус СРО – ожидание введения в отрасли обязательного членства Статус СРО не дает организации дополнительных преимуществ, но создает дополнительные трудности Статус СРО не дает организации дополнительных преимуществ, но создает дополнительные трудности Сильные и влиятельные бизнес-объединения не хотят получать статус СРО, даже если де-факто выполняют экономические функции саморегулирования Сильные и влиятельные бизнес-объединения не хотят получать статус СРО, даже если де-факто выполняют экономические функции саморегулирования
Саморегулирование де-факто и де-юре Данные опроса 315 бизнес-ассоциаций Данные опроса 315 бизнес-ассоциаций
Саморегулирование де-факто и де-юре
Выводы Саморегулирование в России свелось к делегированному, стимулов для развития добровольного практически нет Саморегулирование в России свелось к делегированному, стимулов для развития добровольного практически нет Саморегулирование не снижает издержки бизнеса Саморегулирование не снижает издержки бизнеса Выбранный механизм обеспечения ответственности перед третьими лицами в виде компенсационных фондов вместо развития систем внесудебного разрешения споров снижает общественную эффективность саморегулирования Выбранный механизм обеспечения ответственности перед третьими лицами в виде компенсационных фондов вместо развития систем внесудебного разрешения споров снижает общественную эффективность саморегулирования Идеи делегированного саморегулирования активно лоббируются государственными органами и отдельными представителями бизнеса Идеи делегированного саморегулирования активно лоббируются государственными органами и отдельными представителями бизнеса Имеется существенное расхождение между саморегулированием де-факто и де-юре Имеется существенное расхождение между саморегулированием де-факто и де-юре
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!