Гештальт-психология пытается вернуться к наивному восприятию, непосредственному опыту и требует, чтобы она там находила не группу элементов, но целостные представления объектов и явлений; не набор ощущений, но деревья, облака, небо. И, чтобы проверить это утверждение, она предлагает любому из нас просто открыть глаза и посмотреть на мир привычным взглядом.
Форма или очертание предметов – общее свойство ; Целостный объект, которому в качестве одного из свойств присуща особая форма или очертание.
Эксперимент 1910 года Экспериментатор : М. Вертгеймер Испытуемые : К. Коффка и В. Келер Фи - феномен – иллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света.
1. Близость ; 2. Непрерывность ; 3. Сходство ; 4. Замыкание ; 5. Простота ; 6. Фигура - фон.
Инсайт – внезапное постижение или понимание неизвестных ранее связей
Понимание проблемы в целом должно преобладать над пониманием ее отдельных составлющих. Решение проблемы должно двигаться от общего к частному.
Теория поля – психологическая система, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного взаимодействия. Поведение – чередование циклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию.
1. напряженное состояние возникает, когда субъект получает задание для выполнения ; 2. Когда задание выполнено, напряжение пропадает ; 3. Когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти субъекта.
Бихевиоризм направление в психологии, определившее облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание.
наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях ; наблюдение в естественной среде обитания.
природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями. Принцип « проб, ошибок и случайного успеха » объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития.
1) исходный пункт проблемная ситуация ; 2) организм противостоит ей как целое ; 3) он активно действует в поисках выбора ; 4) выучивается методом упражнения.
S-R
Единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, все традиционные представления о психических явлениях были заменены их двигательными эквивалентами Психическое развитие сводится к учению, то есть к любому приобретению знаний, умений, навыков не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания.
Доказательства прижизненного формирования основных психических процессов ( эксперименты по управлению эмоциями ); Психическое развитие сводится к учению, т. е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно ; Образы событий и ситуаций низведены до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов ( типа страха ).
S-R недостаточна для описания поведения ; Единица поведения – целенаправленный акт ; Эдвард Чейс Толмен ( )
Скиннеровский ящик ; Оперантное обуславливание ; Программированное обучение ; Буррус Фредерик Скиннер ( )
Научение через наблюдение – научение без проб.