1 Тема 11 Конституция и экономика (2 час.)
2 Вопросы темы Конституционные нормы как основная правовая база регулирования экономических отношений. Конституционные основы института собственности. Конституционные основы бюджетных, налоговых, таможенных, валютных отношений. Правовая основа принципов рыночной экономики. Роль Конституционного Суда РФ в формулировании принципов рыночной экономики. Принцип социальной рыночной экономики. Свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства. Публичная и частная собственность.
3 Два понятия «Конституционная экономика – научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве». Источник: Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. – М., С.10. «Экономическая конституция –это совокупность положений Основного закона (Конституции), первичного права Сообщества и разделов мирового экономического права, касающихся устройства экономики (основные экономические права, принципы экономики и др.). При этом неважно, содержат ли эти положения прямые указания на экономическую деятельность. Определяющее значение указанных положений состоит в том, что по своему содержанию они могут относиться и к экономической жизни (например, общая свобода действий как свобода хозяйственной деятельности)». Источник: Штобер Рольф. Основы германского и международного экономического права / Пер. с нем. – СПб., С.448.
4 Конституционная экономика – Экономическая конституция Влияние экономических отношений на государство. Влияние государства на экономику. Воздействие экономических кризисов на государственность и политических кризисов – на экономику. Улучшение судебной системы прибавляет 1% роста ВВП (расчет немецких ученых)
5 Пример зависимости (источник: Трейзман Дэниел. Экономика и популярность: Корни рейтинга Путина // Ведомости , 21)
6 Типы экономики Рыночная экономика Административно-командная экономика Смешанная экономика Основные критерии: –признает ли данное государство частную собственность; –каково правовое соотношение между последней и собственностью государственной; –какова степень свободы предпринимательства
7 Рыночная экономика гарантируется право частной собственности и его государственная защита; равенство всех форм собственности; свобода предпринимательской деятельности
8 Административно-командная экономика признается лишь государственная («общенародная», «социалистическая» и т.п.) собственность либо доминирование последней при разрешении мелкой частной собственности; государственное планирование экономического развития; возможно разрешение мелкого предпринимательства, основанного на личном труде собственников
9 Смешанная экономика Сочетание элементов административно- командной и рыночной экономических систем Яркий пример: Конституция КНР – –«государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику» (ст.15) – –«необщественный сектор экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в установленных законом пределах, являются важной составляющей социалистической рыночной экономики» (ст.11).
10 Экономические модели государства Государство, осуществляющее минимум регулирования экономических отношений (либеральная модель, или «государство – ночной сторож», laissez-faire ) Государство – активный участник экономических отношений («дирижистская модель») Социалистическое государство Смешанная модель, в которой устанавливаются пределы вмешательства государства в экономику, но при этом активно осуществляется регулирование экономических процессов Определить модель по конституции сложно!
11 Экономическая модель по российской Конституции (гл.1) Признание и равная правовая защита различных форм собственности (ст.8). Перечень принципов рыночной экономики (п. 1 ст.8). Признание особого режима использования объектов собственности, наиболее значимых для народов России (земля, недра) (п.1 ст.9). Провозглашение двух основных направлений в регулировании экономических отношений: а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, в том числе права частной собственности и свободы экономической деятельности; б) осуществление идей социального государства: стимулирование экономического развития и распределение национального богатства с учетом решения задачи обеспечения достойной жизни граждан и свободного развития человека (п.1 ст.7).
12 Экономическая модель по российской Конституции (гл.2) Содержание и роль частной собственности как неотъемлемого права человека в рыночном обществе (п.п.1,2 ст.35). Право на свободу экономической деятельности (п.1 ст.34). Правовые гарантии права частной собственности. Правовой режим важнейших объектов имущества в отношениях частной собственности. Отдельные виды частной собственности (право на интеллектуальную собственность). Принцип свободного труда как важнейшего социального элемента рыночных отношений.
13 Экономическая модель по российской Конституции (другие главы) Виды и уровни публичной собственности. Пределы государственного вмешательства и гарантии обеспечения ряда принципов рыночной экономики (пп.1, 2 ст.74). Важнейшие институты финансовой основы государства: а) денежная единица и принципы денежной эмиссии; б) обеспечение устойчивости государственной валюты; в) основы налоговой политики, государственных займов. Компетенция органов государственной власти в сфере экономики и руководства экономической сферой.
14 Конституционная модель российской экономики «…В Конституции РФ достаточно четко установлена разновидность модели рыночной экономики, причем с ярко выраженными либеральными чертами, так как в ней: 1) закреплены основные принципы рыночной экономики; 2) в перечне форм собственности на первое место поставлена частная собственность; 3) частная собственность не имеет социального обременения, как в ряде современных государств; 4) отсутствуют какие-либо значительные элементы регулирования экономики с учетом социальной природы государства (планирование, способы распределения национальных богатств и др.); 5) не установлено ограничение в использовании важнейших объектов собственности, которые традиционно относятся к национальному богатству (земля, природные ископаемые, уникальные исторические и культурные ценности и др.)». Источник: Васильева С.В, Мазаев В.Д., Виноградов В.А. Конституционное право России. – М., С.180–181. ТАК ЛИ ЭТО?
15 Принципы рыночной экономики равенство всех видов собственности, конкуренция и запрет монополизации, свобода предпринимательской деятельности, единство экономического пространства, свобода перемещения капиталов, товаров и услуг. Все это характеризует только тип экономической системы, а первое место частной собственности еще ни о чем не говорит
16 Отсутствие социального обременения частной собственности Отсутствие декларации (наподобие Основного закона ФРГ – «собственность обязывает») в Конституции РФ еще не означает отказа от социального обременения бизнеса, т.к. Нужно рассматривать в системе, в т.ч. со ст.7 Отсутствие декларации (наподобие Основного закона ФРГ – «собственность обязывает») в Конституции РФ еще не означает отказа от социального обременения бизнеса, т.к. Нужно рассматривать в системе, в т.ч. со ст.7
17 Отсутствие значительных элементов регулирования экономики с учетом социальной природы государства (планирование, способы распределения национальных богатств и др.) Наоборот. Таких элементов довольно много! Ст.34: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» Ст.36: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» Ст.37: гарантии прав наемных работников Ст.55: Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства Ст.74: «Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей»
18 Не установлено ограничение в использовании земли, природных ископаемых, уникальных исторических и культурных ценностей и др. Установлено в ст.69: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». Действительно, отсутствует возможность национализации. И в целом мало ограничений. Но это как раз служит показателем не либеральной модели
19 Итак, Конституция РФ не предопределяет конкретную экономическую модель
20 Отсутствие определенной экономической модели в Конституции – благо «Федеральный Конституционный суд отмечает сдержанность Основного закона (ФРГ. – М.К.) в вопросе об экономическом устройстве. Законодатель сознательно оставил вопрос об экономической конституции открытым, чтобы не исключить возможности его свободного обсуждения в будущем и принятия новых решений. Основной закон не навязывает определенное политико-экономическое мировоззрение. Он не содержит прямых гарантий ни для социально ориентированной рыночной экономики, ни для иной экономической политики» «Федеральный Конституционный суд отмечает сдержанность Основного закона (ФРГ. – М.К.) в вопросе об экономическом устройстве. Законодатель сознательно оставил вопрос об экономической конституции открытым, чтобы не исключить возможности его свободного обсуждения в будущем и принятия новых решений. Основной закон не навязывает определенное политико-экономическое мировоззрение. Он не содержит прямых гарантий ни для социально ориентированной рыночной экономики, ни для иной экономической политики» Рольф Штобер
21 Конституционные параметры экономической деятельности в России Семь групп
22 1. Гарантии прав собственности «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч.2 ст.8). «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ч.2 ст.9). «Право частной собственности охраняется законом» (ч.1 ст.35). «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч.2 ст.35). «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч.3 ст.35). «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч.3 ст.35). «Право наследования гарантируется» (ч.4 ст.35). «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю» (ч.1 ст.36). «Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ч.1 ст.44).
23 2. Свобода экономической деятельности и ее условия «В Российской Федерации гарантируются […] свобода экономической деятельности» (ч.1 ст.8). «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч.1 ст.34). «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34). «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ч.2 ст.36). «Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона» (ч.3 ст.36). «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст.57). «Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей» (ч.2 ст.74).
24 3. Стимулирование социальной ответственности государства и бизнеса «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч.1 ст.7). «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ч.1 ст.9). «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст.58).
25 4. Обеспечение финансовой устойчивости государства «Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации» (ч.1 ст.75). «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» (ч.2 ст.75). «Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом» (ч.3 ст.75). «Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе» (ч.4 ст.75). «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57).
26 5. Обеспечение единого экономического пространства «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ч.1 ст.8). «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч.1 ст.74).
27 6. Сферы государственной экономической деятельности федеральная государственная собственность и управление ею (п.«д» ст.71); федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе (п.«и» ст.71); оборонное производство (п.«м» ст.71); производство ядовитых веществ, наркотических средств (п.«м» ст.71).
28 7. Регулирование отдельных сфер и направлений экономической деятельности установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального развития Российской Федерации (п.«е» ст.71); установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п.«ж» ст.71); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п.«з» ст.71); внешнеэкономические отношения Российской Федерации (п.«л» ст.71); определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п.«м» ст.71); вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п.«в» ч.1 ст.72); разграничение государственной собственности (п.«г» ч.1 ст.72); природопользование (п.«д» ч.1 ст.72); установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п.«и» ч.1 ст.72).
29 Конституционные основы экономической политики Экономическая политика – это система средств правового, материального, организационного и иного законного воздействия на экономические отношения и их субъектов для достижения определенных органами публичной власти стратегических приоритетов, направлений, целей и тактических задач Экономическая политика может включать в себя: структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную
30 Конституционные основы экономической политики Механизм выработки экономической политики – это система взаимодействия органов государственной власти по поводу определения стратегических целей, приоритетов, тактических задач и средств государственного воздействия на экономические отношения Механизм выработки экономической политики – это система взаимодействия органов государственной власти по поводу определения стратегических целей, приоритетов, тактических задач и средств государственного воздействия на экономические отношения
31 Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. 115-ФЗ – рамочный акт в сфере выработки экономической политики
32 Латынь дня ULTIMA RATIO – последний, решительный довод *** VENI, VIDI, VICI – пришел, увидел, победил!
33 Спасибо за внимание!