Владимир Матвеенко Свойства функции полезности от характеристик благ IX Международная конференция по проблемам экономического развития в современном мире.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Advertisements

Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Учебный курс Экономическая теория фирмы Лекция 2 Участники деятельности фирмы доктор экономических наук Пресняков Василий Федорович.
ТЕМА 3. Моделирование сферы производства 3.1. Моделирование производственной сферы: основные понятия Производственные функции с взаимозаменяемыми.
Линейная модель парной регрессии и корреляции. 2 Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального.
Что мы должны знать о бедности ? 1. Методология определения и измерения бедности ( понимание природы бедности). 2. Общий социально-экономический контекст.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Тема 2. Экономическая теория благосостояния (микроэкономика для магистров) Силантьев В.Б доцент кафедры МММ.
Моделирование процесса потребления Функция спроса потребителя.
X Ежегодная Международная конференция из цикла « Леонтьевские чтения » « Экономическая мысль : разнообразие концепций и сфер применения » Юлия Вымятнина.
ТЕМА 3. Моделирование сферы производства 3.1. Моделирование производственной сферы: основные понятия Производственные функции с взаимозаменяемыми.
Моделирование процессов потребления.. Моделирование процессов потребления 1.Система предпочтений потребителя. Повседневная жизнь человека связана с решением.
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
Конкурентоспособность товаров. ТОВАРЫ – это сомовоспроизводящиеся объекты в системе экономического производства: продажа ТОВАР ДОХОД производство Продажа.
Эконометрика Лекция 1. Введение.
Эластичность спроса. Эластичность это степень чувствительности спроса к различным факторам. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя.
Тема 6. Несовершенства рынка и роль государства. Основные вопросы Что понимается под экономической эффективностью? При каких условиях состояние экономики.
Транксрипт:

Владимир Матвеенко Свойства функции полезности от характеристик благ IX Международная конференция по проблемам экономического развития в современном мире. Екатеринбург, апреля 2012 года

Что делается в докладе: попытка построить микрооснования для функции полезности и моделей потребительского поведения (в частности, давно стоит вопрос о том, как меняется функция полезности и как можно воздействовать на нее) Как делается: Модель выбора играет особую роль в экономике Производственная функция, решение Нэша задачи о сделках, функция полезности – инструменты выбора

Производственную функцию свели к задаче выбора леонтьевской технологии из технологического меню Matveenko, 1997 Jones, 2005 Матвеенко, ЭММ, 2010 Matveenko, Economics Bulletin, 2011

В теории игр решение задачи о сделках выглядит формально так же, как производственная функция Кобба-Дугласа. Решение задачи о сделках сводится к задаче выбора. Точнее, построена 2-этапная игра, в которой участники составляют меню весов, а потом арбитр выбирает веса. Матвеенко. Екатеринбург, Matveenko. Contributions to Game Theory and Management, v. 4, 2011.

В этом докладе тот же самый подход применяется к функции полезности, но не к стандартной, а к зависящей от характеристик благ. Такие функции широко применяются в экономических исследованиях и в практике маркетинга. План доклада: 1.О характеристиках благ и об истории функций полезности от характеристик 2.Интерес к случаю линейной однородности 3.Как можно с точки зрения этих функций смотреть на стандартные функции полезности 4.Представление функции полезности от характеристик и его смысл с точки зрения поведения потребителя

Гедонический подход Идея – соотнести количество продукта с характеристиками продукта. Рынки овощей – Waugh, 1928 удобрений – Vail, 1932 автомобилей – Court, 1939 алкогольных напитков – Stone, 1956 позднее рынок недвижимости Теория гедонических индексов – von Hofsten, 1952, Houthakker, , Adelman and Griliches, 1961

Теория потребительского поведения – Lancaster, Journal of Political Economy, 1966, книга )Технология потребления Товары Характеристики (Родственно с теорией Home Production) 2) Функция полезности зависит от характеристик Идея – соотнести количество продукта с характеристиками продукта. Рынки овощей – Waugh, 1928 удобрений – Vail, 1932 автомобилей – Court, 1939 алкогольных напитков – Stone, 1956 позднее рынок недвижимости Теория гедонических индексов – von Hofsten, 1952, Houthakker, , Adelman and Griliches, 1961

Что такое характеристики Объективно измеряемые физические, химические и т.п. свойства Далеко не все характеристики таковы Postlewait, Annales dEconomie et de Statistique, 2001 предлагает считать одной из характеристик мнение членов сообщества о потребителе данного товара

Интерес к линейно однородной функции полезности от характеристик Многочисленные эконометрические исследования, в которых строятся гедонические регрессии цен в зависимости от характеристик. Эти модели основаны на равенстве где k – разновидности (модели) товара, f(.) – функция субполезности от характеристик. Muellbauer, American Economic Review, Исследователи пришли к выводу, что линейная однородность f(.) является достоинством в таких регрессиях.

Индуцируемые свойства «традиционной» функции полезности Случай единственной характеристики. Разновидности [0, M]. Технология потребления Если характеристика аддитивна, приходим к функции полезности модели Диксита-Стиглица: В более общем случае

Индуцируемые свойства «традиционной» функции полезности Случай N характеристик. Разновидности [0, M]. Технология потребления Если каждая характеристика аддитивна, приходим к функции полезности: Получим оценки величин

Индуцируемые свойства «традиционной» функции полезности При величина расположена между наименьшим и наибольшим из чисел В частности, при Получим оценки величин

Индуцируемые свойства «традиционной» функции полезности При величина расположена между наименьшим и наибольшим из чисел В частности, Получим оценки величин

Представление функции полезности от характеристик Теорема. Для любой однородной функции существует единственное множество (поведенческое меню) такое, что

Можно говорить о том как формируется множество (случайный процесс, дифференциальная игра, роль правительства и общественных организаций)

Пример: Традиционное общество

Типичные современные кривые

Возможно ли, зная форму поведенческого меню, предсказать свойства функции полезности, порожденной этим меню? Определим множество, которое состоит из поведенческого меню и всех векторов весов, лежащих ниже ТЕОРЕМА 2. Если множество выпукло, то эластичность замещения функции полезности в каждой точке меньше, чем ½.

Согласование интересов потребителя Гедонические цены и веса отражают разные интересы. Пример «идеальной» связи: ТЕОРЕМА 3. Условием локальной устойчивости процесса является неравенство, где E – эластичность замещения функции в точке равновесия.

Интересно сопоставить с теорией functionings / capabilities (Sen) В этом докладе: В теории Сена: ТЕОРЕМА 3. Условием локальной устойчивости процесса является неравенство, где E – эластичность замещения функции в точке равновесия.

Thank you Спасибо