Владимир Матвеенко Свойства функции полезности от характеристик благ IX Международная конференция по проблемам экономического развития в современном мире. Екатеринбург, апреля 2012 года
Что делается в докладе: попытка построить микрооснования для функции полезности и моделей потребительского поведения (в частности, давно стоит вопрос о том, как меняется функция полезности и как можно воздействовать на нее) Как делается: Модель выбора играет особую роль в экономике Производственная функция, решение Нэша задачи о сделках, функция полезности – инструменты выбора
Производственную функцию свели к задаче выбора леонтьевской технологии из технологического меню Matveenko, 1997 Jones, 2005 Матвеенко, ЭММ, 2010 Matveenko, Economics Bulletin, 2011
В теории игр решение задачи о сделках выглядит формально так же, как производственная функция Кобба-Дугласа. Решение задачи о сделках сводится к задаче выбора. Точнее, построена 2-этапная игра, в которой участники составляют меню весов, а потом арбитр выбирает веса. Матвеенко. Екатеринбург, Matveenko. Contributions to Game Theory and Management, v. 4, 2011.
В этом докладе тот же самый подход применяется к функции полезности, но не к стандартной, а к зависящей от характеристик благ. Такие функции широко применяются в экономических исследованиях и в практике маркетинга. План доклада: 1.О характеристиках благ и об истории функций полезности от характеристик 2.Интерес к случаю линейной однородности 3.Как можно с точки зрения этих функций смотреть на стандартные функции полезности 4.Представление функции полезности от характеристик и его смысл с точки зрения поведения потребителя
Гедонический подход Идея – соотнести количество продукта с характеристиками продукта. Рынки овощей – Waugh, 1928 удобрений – Vail, 1932 автомобилей – Court, 1939 алкогольных напитков – Stone, 1956 позднее рынок недвижимости Теория гедонических индексов – von Hofsten, 1952, Houthakker, , Adelman and Griliches, 1961
Теория потребительского поведения – Lancaster, Journal of Political Economy, 1966, книга )Технология потребления Товары Характеристики (Родственно с теорией Home Production) 2) Функция полезности зависит от характеристик Идея – соотнести количество продукта с характеристиками продукта. Рынки овощей – Waugh, 1928 удобрений – Vail, 1932 автомобилей – Court, 1939 алкогольных напитков – Stone, 1956 позднее рынок недвижимости Теория гедонических индексов – von Hofsten, 1952, Houthakker, , Adelman and Griliches, 1961
Что такое характеристики Объективно измеряемые физические, химические и т.п. свойства Далеко не все характеристики таковы Postlewait, Annales dEconomie et de Statistique, 2001 предлагает считать одной из характеристик мнение членов сообщества о потребителе данного товара
Интерес к линейно однородной функции полезности от характеристик Многочисленные эконометрические исследования, в которых строятся гедонические регрессии цен в зависимости от характеристик. Эти модели основаны на равенстве где k – разновидности (модели) товара, f(.) – функция субполезности от характеристик. Muellbauer, American Economic Review, Исследователи пришли к выводу, что линейная однородность f(.) является достоинством в таких регрессиях.
Индуцируемые свойства «традиционной» функции полезности Случай единственной характеристики. Разновидности [0, M]. Технология потребления Если характеристика аддитивна, приходим к функции полезности модели Диксита-Стиглица: В более общем случае
Индуцируемые свойства «традиционной» функции полезности Случай N характеристик. Разновидности [0, M]. Технология потребления Если каждая характеристика аддитивна, приходим к функции полезности: Получим оценки величин
Индуцируемые свойства «традиционной» функции полезности При величина расположена между наименьшим и наибольшим из чисел В частности, при Получим оценки величин
Индуцируемые свойства «традиционной» функции полезности При величина расположена между наименьшим и наибольшим из чисел В частности, Получим оценки величин
Представление функции полезности от характеристик Теорема. Для любой однородной функции существует единственное множество (поведенческое меню) такое, что
Можно говорить о том как формируется множество (случайный процесс, дифференциальная игра, роль правительства и общественных организаций)
Пример: Традиционное общество
Типичные современные кривые
Возможно ли, зная форму поведенческого меню, предсказать свойства функции полезности, порожденной этим меню? Определим множество, которое состоит из поведенческого меню и всех векторов весов, лежащих ниже ТЕОРЕМА 2. Если множество выпукло, то эластичность замещения функции полезности в каждой точке меньше, чем ½.
Согласование интересов потребителя Гедонические цены и веса отражают разные интересы. Пример «идеальной» связи: ТЕОРЕМА 3. Условием локальной устойчивости процесса является неравенство, где E – эластичность замещения функции в точке равновесия.
Интересно сопоставить с теорией functionings / capabilities (Sen) В этом докладе: В теории Сена: ТЕОРЕМА 3. Условием локальной устойчивости процесса является неравенство, где E – эластичность замещения функции в точке равновесия.
Thank you Спасибо