Связь профессионального выгорания со стратегиями совладающего поведения у руководителей Ковалёва Ольга Александровна, аспирант Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова
Руководитель Функция контроля Ответственность Стратегическое развитие компании Принятие управленческих решений Интенсивное общение Стрессогенный характер работы
Теоретическая база исследования: субъектный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко, З.И. Рябикина), отечественный (В.А. Бодров, А.Б. Леонова) и зарубежный (С. Картрайт, К.Л. Купер) подходы к пониманию профессионального стресса, подходы к пониманию профессионального выгорания в зарубежной (К. Маслач, С. Джексон) и отечественной психологии (Н.Е. Водопьянова, В.Е.Орел), когнитивно-поведенческий подход к совладанию (Р. Лазарус, Т. Кокс, С. Фолкман), отечественная психология совладающего поведения (Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова, Е.А. Дорьева и др.)
Профессиональное выгорание - ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение (ощущение эмоционального перенапряжения), деперсонализацию (тенденцию развивать негативное, циничное отношение к сотрудникам) и редукцию персональных достижений (снижение чувства компетентности, эффективности в своей работе) (Маслач, Джексон, 1986). Совладающее поведение (копинг) – сознательное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и данной ситуации (Крюкова, 2008). Основные понятия
1.У руководителей высшего и среднего звена стрессовые ситуации, выступающие как факторы профессионального выгорания, и стратегии совладания в профессиональной деятельности содержательно различны. 2.Стили и стратегии совладания руководителей со стрессом связаны с показателями профессионального выгорания и влияют на них. 3.Уровень профессионального выгорания связан с использованием различных стилей юмора как способов совладающего поведения. Гипотезы
Выборка: 82 испытуемых – руководителей высшего (директора, генеральные директора, N=44) и среднего звена (начальники отделов, производства, цехов, N=38) организаций г. Костромы сферы услуг (37 %), производства (43 %), торговли (20 %) Из них 37 человек – Муж., 45 человек – Жен. в возрасте лет (ср. возраст - 38 лет). Выборка
Методы исследования Интервью «Шкала профессионального стресса» («Professional Life Stress Scale» Д. Фонтаны, 1989) «Методика диагностики профессионального выгорания» (MBI К. Маслач, С. Джексон, 1986) «Опросник способов совладания» (Р. Лазаруса, С. Фолкман, 1988; адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, 2003) «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера, 1990; адаптация Т.Л. Крюковой, 2002) «Опросник диагностики стилей юмора» («Humour Styles Questionnaire» Р. Мартина, 2003)
Результаты Уровень стресса и профессионального выгорания руководителей
Результаты Параметры профессионального выгорания Низкий 42 % Выс. 11% Средний 47 % Выс. 7 % Средний 46 % Низкий 47 % Выс. 22 % Средний 52 % Низкий 26 % Эмоциональное истощение Деперсонализация Профессиональная эффективность
Результаты Факторы профессионального выгорания руководителей
Результаты Связь параметров профессионального выгорания, стресса и возраста Уровень стресса Профессиональная эффективность Возраст Эмоциональное истощение R= -0,248, p
Результаты Стили и стратегии совладания у руководителей
Результаты Стили и стратегии совладания у руководителей Интервью Отвлечение, избегание (хобби, спорт, курение, общение с близкими и др.) Отвлечение, избегание (хобби, спорт, курение, общение с близкими и др.) Юмор как стратегия совладания со стрессом на рабочем месте Юмор как стратегия совладания со стрессом на рабочем месте
Результаты Связь параметров профессионального выгорания, стресса и копинга Эмоц-ноеистощение Уровеньстресса Деперсо-нализация ПОК Проф. эффект-сть Отрицательная корреляция Положительная корреляция ЭОК Конфрон-тация Само-контроль Принятиеотвеств-ти Полож.переоценка
Результаты Связь профессионального выгорания и стилей юмора Эмоциональное истощение Уровень стресса Профессиональная эффективность Самоподдерживающий юмор Аффилиативный юмор R= -0,286, p
Выводы 1. У руководителей высшего и среднего звена стрессовые ситуации как факторы профессионального выгорания на рабочем месте содержательно различны. Наиболее стрессовыми для руководителей высшего звена являются ситуации: «взаимодействие с подчиненными», «взаимодействие с внешними инстанциями» (то есть ситуации, связанные с общением, заключением договоров с партнерами по бизнесу, с клиентами), «экономическое положение». Наиболее стрессовыми для руководителей среднего звена являются такие ситуации, как: «взаимодействие с подчиненными», «нарушения рабочего процесса», «взаимодействие с руководством», «принятие решений, решение профессиональных задач», связанные в основном с внутриорганизационными процессами. 2. Выраженность профессионального выгорания руководителей связана с используемыми стилями и стратегиями совладающего поведения.
Выводы 3. Использование руководителями проблемно-ориентированного копинга и стратегии «планирование решения проблемы» при совладании со стрессом и профессиональным выгоранием более эффективно по сравнению с использованием стиля «эмоционально-ориентированный копинг» и эмоционально-фокусированных копинг-стратегий. Но также, при совладании руководителями с последствиями стресса имеют место различные стратегии отвлечения. 4. Использование стратегии «поиск социальной поддержки» более характерно для руководителей среднего звена, чем для руководителей высшего звена. 5. Женщины-руководители чаще, чем мужчины-руководители склонны использовать копинг-стратегию «положительная переоценка» - 6. Уровень стресса и профессионального выгорания руководителей связан с использованием самоподдерживающего и аффилиативного стилей юмора. Данные стили способствуют более продуктивному совладанию руководителей со стрессом. Агрессивный и самоуничижительный стили юмора непродуктивны для совладания руководителей со стрессом на рабочем месте.
Спасибо за внимание!