Идентичность и смысложизненные ориентации субъектов бизнеса Н.В.Антонова НИУ ВШЭ
Модель типов идентичности диффузия 1. Открытая нестабильная идентичность (конструктивный кризис) 3. Открытая стабильная идентичность сила идентичности 2. Закрытая нестабильная идентичность (деструктивный кризис) 4. Закрытая стабильная идентичность (Преждевременная идентичность) Закрытость
Цель исследования выявление особенностей профессиональной идентичности, ценностей и смысложизненных ориентаций субъектов бизнеса (предпринимателей и топ-менеджеров). выявление особенностей профессиональной идентичности, ценностей и смысложизненных ориентаций субъектов бизнеса (предпринимателей и топ-менеджеров).
Респонденты предприниматели и топ-менеджеры коммерческих предприятий, 20 человек, в возрасте от 30 до 55 лет предприниматели и топ-менеджеры коммерческих предприятий, 20 человек, в возрасте от 30 до 55 лет
Методы исследования 1) модифицированный опросник для изучения профессиональной идентичности в аспекте «я и дело» Е.А.Климова; 2) модифицированный опросник Е.В.Харитоновой – в аспекте «я и другие»; 3) модифицированная методика личностного дифференциала для изучения образа «я» в профессии; 4) модифицированный опросник Д. Супера для изучения ценностей; 5) тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева для исследования личностных смыслов.
Результаты исследования Для субъектов бизнеса характерны: Для субъектов бизнеса характерны: Целостность образа профессионального «Я» Целостность образа профессионального «Я» Активная позиция в профессиональной деятельности Активная позиция в профессиональной деятельности Высокие связи с профессиональным сообществом, особенно по параметрам востребованности и сходства; Высокие связи с профессиональным сообществом, особенно по параметрам востребованности и сходства;
Система ценностей субъектов бизнеса достижение целей, достижение целей, безопасность, безопасность, эстетика, эстетика, экономический эффект, экономический эффект, самоуважение самоуважение
Типы субъектов бизнеса 1) «социальный»: тип идентичности «Преждевременная идентичность», более низкий уровень осмысленности жизни, преобладающие ценности: престиж, статус, власть. 1) «социальный»: тип идентичности «Преждевременная идентичность», более низкий уровень осмысленности жизни, преобладающие ценности: престиж, статус, власть. 2) «стабильный»: тип идентичности «Стабильная достигнутая идентичность», осознанный выбор жизненного пути, связан с высоким уровнем смысложизненных ориентаций, преобладающие ценности: альтруизм, достижение, безопасность. 2) «стабильный»: тип идентичности «Стабильная достигнутая идентичность», осознанный выбор жизненного пути, связан с высоким уровнем смысложизненных ориентаций, преобладающие ценности: альтруизм, достижение, безопасность. 3) «развивающийся»: тип идентичности «Открытая идентичность», средний уровень осмысленности жизни и следующими ценностями: самоуважение, самостоятельность, эстетика, удовлетворение. 3) «развивающийся»: тип идентичности «Открытая идентичность», средний уровень осмысленности жизни и следующими ценностями: самоуважение, самостоятельность, эстетика, удовлетворение. Диффузный тип идентичности среди предпринимателей и топ-менеджеров не обнаружен. Диффузный тип идентичности среди предпринимателей и топ-менеджеров не обнаружен.