Регулирование и налогообложение как методы формирования инвестиционного климата. 1.Регулирование фирм 2.Налогообложение фирм 2.Налогообложение фирм
1. Регулирование фирм Страны с низким доходом проявляют большую склонность к регулированию
Как поддерживать баланс между недостатками рыночного механизма и ошибками администрации и обеспечить надлежащее институциональное соответствие? Недостатки рыночного механизма: -экстерналии; -информационные проблемы; -монополизм. Недостатки правительства: -проблемы информации и дееспособности; -стремление к получению ренты; -отсутствие гибкости. Проблема «институционального соответствия»
Решение вопроса: Заняться издержками регулирования и проблемами неформальных отношений; Снизить неопределенность и риски, вызываемые регулированием; Устранить неоправданные барьеры на пути развития конкуренции.
Издержки регулирования и проблемы неформальных отношений Значительный ущерб наносят инвестиционному климату устаревшие или плохо продуманные нормы регулирования; Если следование регулирующим положениям становится слишком обременительным, то у фирм появляется мотивация избегать этих трат через неформальность; Там, где значительная часть экономики не соблюдает регулирующих норм и правил, встает вопрос об эффективности системы регулирования в данной стране.
В развивающихся странах открытие нового бизнеса связано с более значительными затратами времени и средств
Крупные фирмы тратят больше времени на вопросы правового регулирования и инспектируются чаще
Снижение неопределенности и рисков в сфере регулирования Управление изменениями в регулировании; Повышение определенности в области интерпретации и применения действующих правил;
Фирмы всех размеров сообщают, что интерпретации законов, даваемые властями непредсказуемы
Устранение барьеров для конкуренции Регулятивные барьеры для выхода на рынок (требования к учреждению нового бизнеса); Регулятивные барьеры при выходе с рынка (правовое регулирование банкротства); Неконкурентное поведение фирм (сговор или создание картелей, неверное использование своей рыночной мощи, объединение с соперниками и т.д.)
Несмотря на сильные законы, политика конкуренции в странах с более низким доходом выглядит менее эффектной
Улучшение регулирования в интересах инвестиционного климата Меры по улучшению регулирования должны приниматься в такой форме, которые обеспечивали бы для фирм максимально возможную предсказуемость; Осуществление реформы в области регулирования требует систематического пересмотра существующих правил, а также качественной оценки новых предложений.
2. Налогообложение фирм Фирмы сообщают, что уровень налоговых ставок является одним из главных сдерживающих факторов для осуществления их операций
Налоги и инвестиционный климат 1. Налоговые ставки Ставки корпоративных налогов и НДС примерно одинаковы в развитых и развивающихся странах
2. Налоговые органы Многие фирмы считают налоговые органы серьезным препятствием
3. Налоги и конкуренция Правительства снижают торговые налоги, что оказывает позитивное воздействие на конкурентную среду национальных предприятий и сокращает издержки фирм и потребителей; Налоги влияют на конкуренцию через предоставление дифференцированных режимов местным фирмам, действующим на одном и том же рынке, следовательно, фирмы «теневого» сектора могут иметь больше преимуществ чем фирмы формального сектора.
Лучшие налоги для инвестиционного климата Расширение налоговой базы; Противодействие неформальности; Упрощение налоговой структуры; Повышение самостоятельности налоговых органов; Противодействие коррупции в налоговой администрации; Улучшение соблюдения налоговых законов путем компьютеризации.