ТЕМА: Запрос семьи как ресурс управления деятельностью учреждений дополнительного образования Студент группы 2421 Семенцов Александр Дмитриевич Научный руководитель проф., д.п.н, Бахмутский А.Е.
Актуальность Почему из всех факторов влияющих на управление УДОД выбран образовательный запрос семьи (ОЗС)? - Политика России в области дополнительного образования. - Материальная база. - Кадровый состав и пр.
O Цель работы: исследование запросов семьи как ресурса управления деятельностью учреждений дополнительного образования. Объект исследования: управление деятельностью учреждений дополнительного образования. Предмет исследования: запрос семьи как ресурс управления деятельностью учреждений дополнительного образования. Гипотеза исследования: предполагаем, что изучение и удовлетворение запросов семей с различным социальным статусом является необходимым ресурсом управления деятельностью учреждений дополнительного образования, способствуя повышению эффективности деятельности УДОД.
1. Определить понятие семьи в современном обществе Семья, как социально-культурный институт, органически связана с обществом. За длительную историю института брака и семьи менялись формы заключения брака, способы брачного отбора и выбора, условия совершения брака и сущностное содержание семьи. Наиболее значимыми оказались изменения в экономических предпосылках института семьи и брака, сознанием его социального содержания и функций. Несмотря на то, что семья трансформируется, появляются ее новые типы и формы, все же то, каким придет человек в общество, определяет семья. Семья - не ячейка государства. Семья - это государство и есть. (Сергей Довлатов - русский писатель и журналист)
2. Определить образовательный запрос семьи и его значение в управлении УДОД Особенности ОЗС: - полярность; - несогласованость; - несформированость; - неадекватность. В то же время, знать запросы родителей для планирования деятельности учреждений дополнительного образования и отвечать ожиданиям родителей необходимо.
3. Выявить возможность взаимосвязи социального статуса семьи и ее запросов к УДОД. Портфель заказов семьи Низкий социальный статус Средний и высокий социальный статус Столярные, слесарные работы Иностранные языки Занятия техническим творчествомИнформатика Занятия спортомМузыка Рукоделие (девочки)Художественное образование Фото и видеосъемкаЗанятия спортом ИнформатикаЗанятия техническим творчеством ИЗОВокал Музыкахореография Вокал, хореографияФото и видеосъемка
3. Выявить возможность взаимосвязи социального статуса семьи и ее запросов к УДОД. Таким образом, результаты исследования образовательного запроса со стороны семьи показали его ориентированность на те реальные возможности, выгоды, которые дает образование человеку в его будущей самостоятельной жизни.
4. Провести оценку причин формирования структуры услуг УДОД. Вид услугКоличество УДОД % 1ИЗО100% 2Рукоделие100% 3Музыка (хор, эстрада)100% 4Хореография (танцы)100% 5Театральная студия100% 6Техническое творчество80% 7Информатика60% 8Спорт60% В целом же на основе контент-анализа составлен следующий перечень наиболее распространенных услуг районных УДОД.
4. Провести оценку причин формирования структуры услуг УДОД. Направленности УДОД Всего УДОД в Санкт-Петербурге 54 (реализуют от 5 до 10 направленностей) Статус «ДВОРЕЦ» - 12 (реализуют все 10 направленностей) ОДОД и ЦДО на базе ГБОУ -243 (реализуют от 3 до 8 направленностей) Очевидно: Дворец в Колпино и Аничков Дворец имеют разное социальное окружение. Выводы: 1. Перечень определяется не запросом семьи, а своими возможностями или регламентирующими документами (положение о УДОД, устав УДОД)
Выводы Как показало исследование выполненное в ходе курсовой : - возможный образовательный запрос семьи не учитывался и не учитывается при реализации предоставляемых образовательных услуг, что препятствует повышению качества дополнительного образования детей; - требуется разработка методов определения и учёта образовательного запроса семьи к учреждению дополнительного образования.
В магистерской диссертации планируем: Составить анкету для проведения исследования по определению социального статуса и образовательного запроса семьи; Определить корреляцию между социальным статусом семьи и образовательным запросом средствами анкеты и опроса. Показать возможные механизмы управления деятельность УДОД с учётом полученных данных о взаимосвязи социального статуса и образовательного запроса семьи.
КТО ОНИ? - Социально-педагогическая характеристика (уровень образования, профессия, материальное положение, жизненные ценности, способы взаимодействия с другими, основные проблемы и т.д.) - Уровень психолого-педагогической компетентности. 2 ЧЕГО ХОТЯТ, ОЖИДАЮТ? - Цели, запросы, отношение к ОУ (педагогу). 3 ЧТО МОГУТ? - Какими ресурсами обладает каждый член семьи (материальными, интеллектуальными, временны ми, педагогическими, психологическими и т.д.) 4 ЧТО СЛЕДУЕТ УЧЕТЬ -Наряду с индивидуальным профилем семьи, существуют и общие тенденции, характерные для большинства современных родителей.