Подходы к оценке метапредметных и личностных результатов исследовательской деятельности учащихся Черепанов М.С. МАОУ «Лицей 4» г. Пермь
ЮНЕСКО общество знаний – общество, основанное на применении высоких технологий и инноваций во всех сферах жизнедеятельности – может быть построено только индивидами, имеющими соответствующие личностные качества, способности и тип образования. Это исследовательский тип образования.
Исследовательский тип образования Исследовательская способность – это способность, определяющая творческий интеллектуальный потенциал индивида, его возможности целостно и критично воспринимать изменяющуюся действительность, эффективно действовать в неопределенной ситуации, находить нестандартные и/или инновационные средства и способы деятельности.
Исследовательский тип образования понимание исследовательской способности как родовой способности человека определяет отношение к исследованию как к необходимой части и даже основы образования современного человека.
Исследовательская деятельность понимается как образовательная метадеятельность по овладению универсальными способами мышления и деятельности. Исследовательская деятельность рассматривается как один из основных способов развития инновационного мышления
«Учим не предмету, а учим ЧЕЛОВЕКА»
К числу основных действий, выполняемых при решении исследовательских задач относятся: постановка исследовательских задач; планирование решения задач, выдвижение гипотез, построение измеряемых величин и измерительных шкал, сбор исходной информации (наблюдение и т.д.), экспериментирование, анализ данных экспериментов или наблюдений и построение обобщений, построение моделей действительности и работа с моделями
метапредметные и личностные способности любознательность; умение мыслить и действовать в неопределенной ситуации; критическое мышление в предметных областях; умение осуществлять проблемный анализ и отбор информации; способность нестандартного видения ситуации; способность продуцировать вопросы и т.д.
Возможные продукты ИД учащихся артефакт (модель, макет, коллекция и т.п.); собственный текст; электронная презентация; стендовый доклад; фильм, фотоальбом; творческий отчет; другое.
Возможные формы реализации ИД учащимися групповая исследовательская работа; групповой исследовательский проект; исследовательский семинар; исследовательский практикум; исследовательский фестиваль; другое.
Целью ИД м.б. освоение элементов исследовательской деятельности, таких как: поиск информации по теме исследования и ее изучение; овладение методами познания (наблюдение, эксперимент и т.д.) и конкретными исследовательскими методиками; овладение процедурами мышления; оформление результатов деятельности.
ИД как средство достижения личностных результатов, решения личностных и социальных проблем. формирование критического мышления; формирование собственной предметной, ценностной позиции по вопросу; формирование и предъявление собственных суждений; умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения и т.д.
Тезис 1. Исследовательская деятельность – это метапредметная деятельность, достигающая метапредметных и личностных результатов,
образовательные результаты средства для их достижения система критериев оценивания результатов Объект оцениван ия критерии оценки применимые к этому объекту ПРОДУКТ
Тезис 2. Исследовательская деятельность – это инновационная образовательная практика (ИнОП).
Тезис 3. Содержанием программ ИнОП должна стать деятельность ученика, его цели и задачи, его индивидуальный результат.