О ходе проведения эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в ФГОУ СПО и ВПО Гунявина Наталья Леонидовна, директор Центра по обеспечению деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриату в ОУ СПО и ВПО.
Advertisements

О ходе эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Реализация эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Министерство образования и науки Российской Федерации Прикладной бакалавриат в образовательных учреждениях высшего образования Соболев А.Б. Директор Департамента.
Вопросы обеспечения образовательных организаций примерными основными профессиональными образовательными программами Олег Евгеньевич Пермяков, д.п.н., главный.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Управление инновационной деятельностью в современных условиях 25 сентября 2014.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Техникум отраслевых технологий и финансов «Методика проведения практик по профессиональным модулям» Областное методическое заседание преподавателей экономических.
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ.
Транксрипт:

О ходе проведения эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в ФГОУ СПО и ВПО Гунявина Наталья Леонидовна, директор Центра по обеспечению деятельности УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики (Финуниверситет при Правительстве Российской Федерации )

Основа для эксперимента - Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г р.) Раздел 3. Удовлетворение потребностей в современном образовании Подраздел НПО и СПО. Задачи: Первое - совершенствование учебных программ. Программы получения профессиональной квалификации станут более компактными и нацеленными на освоение конкретного набора компетентностей. Федеральный государственный образовательный стандарт будет носить рамочный характер, а конкретные программы - аккредитовываться профессиональными ассоциациями. Значительная доля программ среднего профессионального образования трансформируется в программы прикладного бакалавриата. Подраздел Комплексная модернизация ВПО: Задачи: Второе - создание конкурентной среды высшего образования. Будет оптимизирована сеть высших учебных заведений за счет концентрации ресурсов для оплаты услуг, предоставляемых вузами-лидерами, и формирования системы федеральных и национальных исследовательских университетов. К 2012 году предстоит обеспечить государственную поддержку не менее ведущих научно- образовательных центров, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы. Одновременно ужесточатся лицензионные и аккредитационные требования к вузам для отсева учебных заведений, не способных обеспечить современное качество университетского образования. Часть таких учебных заведений будет трансформирована в учебные центры профессиональной квалификации с соответствующим набором программ прикладного бакалавриата.

Эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в вузах и ссузах (постановл. Правительства РФ от ) Дано поручение Минобрнауки России: в двухмесячный срок установить: перечень укрупненных групп специальностей/направлений подготовки, в рамках которых разрабатываются и реализуются программы прикладного бакалавриата порядок и критерии конкурсного отбора вузов и ссузов для участия в конкурсе требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения программ прикладного бакалавриата

Положение о проведении эксперимента (постановл.Правительства РФ от ) Задачи эксперимента: Разработка и апробация на базе ФГОУ СПО и СПО структуры и содержания программ прикладного бакалавриата Формирование перечня требований к результатам освоения программ прикладного бакалавриата Отработка условий и технологии организации образовательного процесса при реализации программ прикладного бакалавриата Апробация форм и условий взаимодействия ФГОУ СПО и СПО и работодателей при реализации программ прикладного бакалавриата

Положение о проведении эксперимента (постановл.Правительства РФ от ) Программа прикладного бакалавриата является экспериментальной программой со сроком обучения – 4 года формируется по специальности СПО или направлению подготовки ВПО с учетом профессиональных стандартов (при их наличии) и требований к структуре ОПОП в соответствии с ФГОС: СПО в части профессиональной практико-ориентированной подготовки, характерной для программ СПО ВПО подготовки бакалавров в части профессиональной теоретической подготовки ФГОУ СПО реализуют программы прикладного бакалавриата совместно с ОУ ВПО

Положение о проведении эксперимента (постановл.Правительства РФ от ) Отбор 49 ФГОУ СПО и ВПО ОУ разрабатывают программы – по специальностям СПО или направлениям подготовки ВПО в отношении которых они имеют лицензии и свидетельства о государственной аккредитации Прием осуществляется однократно в 2010 году на очную форму в соответствии с порядком приема граждан в ссузы и порядком приема в вузы

Положение о проведении эксперимента (постановл.Правительства РФ от ) Освоение программы прикладного бакалавриата завершается государственной (итоговой) аттестацией и присвоением квалификации бакалавра Выпускники, завершившие освоение программы прикладного бакалавриата, разработанной по специальности СПО: проходят государственную (итоговую) аттестацию по программе СПО и (или) программе ВПО бакалавриата соответствующего профиля; получают диплом о СПО и (или) ВПО – диплом бакалавра. Выпускники, завершившие освоение программы прикладного бакалавриата, разработанной по направлению подготовки ВПО, проходят государственную (итоговую) аттестацию и получают документ государственного образца о ВПО – диплом бакалавра

Приказ МОН (от 16 октября 2009 г. 423) о реализации постановл. Правительства РФ от Утвердил: Перечень УГС в рамках которых разрабатываются и реализуются программы прикладного бакалавриата Порядок и критерии конкурсного отбора ФГОУ СПО и ВПО для участия в эксперименте Требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения ОПОП прикладного бакалавриата

Перечень УГС 03 Гуманитарные науки 04 Социальные науки 05 Образование и педагогика 08 Экономика и управление 14 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 15 Металлургия, машиностроение и материалообработка 16 Авиационная и ракетно-космическая техника 20 Приборостроение и оптотехника 21 Электронная техника, радиотехника и связь 22 Автоматика и управление 23 Информатика и вычислительная техника 24 Химическая и биотехнологии

Критерии отбора: Соответствие программы программы прикладного бакалавриата требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения, утвержденным приказом Существующее состояние качества подготовки специалистов и взаимодействия ОУ с работодателями

Особенности программы прикладного бакалавриата Требования к результатам освоения программы: общие компетенции (определены приложением к приказу) профессиональные компетенции определяются по видам профессиональной деятельности в соответствии с требованиями работодателей Программа прикладного бакалавриата по специальности СПО формируется на основе соответствующего ФГОС СПО. Профессиональная теоретическая подготовка обеспечивается за счет вариативной части ОПОП, предусмотренной ФГОС СПО Программа прикладного бакалавриата по направлению подготовки ВПО формируется на основе соответствующего ФГОС ВПО. Профессиональная практико-ориентированная подготовка обеспечивается за счет вариативной части ОПОП, предусмотренной ФГОС ВПО В профессиональном цикле представлены профессиональные модули по освоению основных видов деятельности. Учебная и производственная практика (по профилю специальности) – часть профессиональных модулей. В программе прикладного бакалавриата объем практической подготовки студента (учебная и производственная практики, лабораторные работы и практические занятия, курсовые работы (проекты) составляет не менее 50 процентов от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.

Для проведения конкурсного отбора ОУ МОН утверждены: объявление о конкурсе форма заявки формы примерных программ учебной дисциплины и профессионального модуля состав экспертов (ФАО) состав экспертной комиссии (ФАО) состав конкурсной комиссии (МОН) методика экспертизы заявок (ФАО)

Распределение участников эксперимента по федеральным округам Федеральные округаВсего кол- во ФГОУ ВПО и СПО Кол-во ФГОУ ВПО по программ ам ВПО Кол-во ФГОУ ВПО по программам СПО Кол-во ФГОУ СПО Центральный Северо-Западный6 1 5 Приволжский Уральский Сибирский413 Дальневосточный2 1 1 Южный404 Северо-Кавказский Итого

Итоги приема Наименование УГС Кол- во прогр амм Кол-во программ и студентов в вузах по программам ВПО Кол-во программ и студентов в вузах по программам СПО Кол-во программ и студентов в ссузах по программам СПО Кол-во студентов Металлургия, машиностроение и материалообработка Информатика и вычислительная техника Экономика и управление Образование и педагогика Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника Приборостроение и оптотехника Авиационная и ракетнокосмическая техника 1130 Химическая и биотехнологии Автоматика и управление2260 Электронная техника, радиотехника и связь Гуманитарные науки1119 Итого

Участникам эксперимента была представлена нормативная база, согласованная МОН (30 мая 2012)- сайт НФПК 1.Положение о координационном совете или другом координирующем органе 2.Примерный план-график работы ОУ по реализации эксперимента на 4 года (по годам) 3.Примерные требования к результатам освоения программы прикладного бакалавриата 4.Примерное положение об учебной и производственной практике 5.Примерное положение о планировании и организации самостоятельной работы студентов Основная проблема - отсутствие документа МОН согласно которому должно осуществляться определение уровня образования экспериментальной программы прикладного бакалавриата, реализуемой в конкретном ОУ – иными словами, то что реализует ОУ – это ВПО или СПО? 15

Количество обучающихся по программам прикладного бакалавриата ( Отсутствует отсрочка от армии для юношей, что привело к снижению числа студентов, обучающихся по программам прикладного бакалавриата) : 2010 (из письма Фурсенко А.А. в Правительство РФ в 2010 г.) По специальностям СПО 1145 человек По направлениям подготовки ВПО 216 человек Итого 1361 человек 2012 (из письма Ливанова Д.В. в Правительство РФ в 2012) По специальностям СПО 676 человек По направлениям подготовки ВПО 226 человек ИТОГО 902 человека

Схема реализации программы прикладного бакалавриата в финансово-экономических колледжах Финуниверситета (ФУ) Программа прикладного бакалавриата на базе специальности СПО «Банковское дело» Реализуют финансово-экономические колледжи – филиалы ФУ- Пермский, Благовещенский, Уфимский, Бузулукский Схема реализации – 1-2 курс – фундаментальная подготовка – осваиваются учебные дисциплины по программам вуза, 3-4 курс – осваиваются профессиональные модули по программам СПО 1-2 курс изучение общепрофессиональных дисциплин «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Эконометрика», «Высшая математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимального решения задач» и т.п. Участие работодателей в подготовке рабочих программ, проведении занятий, анализе экзаменационных материалов, промежуточной аттестации, организации и проведении практики

Что уже сейчас демонстрирует эксперимент в ФУ: Практико-ориентированную программу прикладного бакалавриата затруднительно реализовать на базе действующего ФГОС ВПО «Экономика» в первую очередь ввиду недостаточного объема времени, отведенного на практику (см. следующий слайд) Заинтересованность работодателей в подготовке студентов. Результат - выпускникам не нужна «доводка не рабочем месте» Высокое качество учебно-программной документации и технологий обучения ввиду объединения усилий ППС вуза, преподавателей колледжей и работодателей

Различия программы ВПО (уровень бакалавриата) и программы прикладного бакалавриата Программа ВПО (уровень бакалавриата) ФГОС «Экономика»: Виды деятельности имеют общий характер: например, расчетно- экономическая, аналитическая и научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая Может иметь в своей структуре профили подготовки, которые в настоящее время, как правило, повторяют наименование «бывших» специальностей Объем времени, отведенный на: практику (учебную и произв.) 8-12 з.е. ГИА – 12 з.е. Программа прикладного бакалавриата колледжей ФУ: Виды деятельности имеют конкретный характер: например, осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций; осуществление расчетно- аналитических операций коммерческих банков Имеет в своей структуре программы профессиональных модулей, основанные на компетенциях, обеспечивающие готовность к определенному виду деятельности Объем времени, отведенный на: практику (учебную и произв.) 27 з.е. преддипломную и ГИА – 18 з.е.

Как использовать результаты эксперимента по его завершении: Формирование перечня программ прикладного бакалавриата путем анализа (с учетом результатов эксперимента) перечней специальностей СПО и направлений подготовки ВПО и последующего отбора тех программ, которые отличаются практико-ориентированной подготовкой под конкретные виды устоявшейся деятельности (к примеру, бухгалтерский учет, банковское дело), в которой велика доля функционирования по определенным нормам, изменение которых не ведет к изменению деятельности Разработка макета и последующего формирования ФГОС по программам прикладного бакалавриата в соответствии с утвержденным перечнем и с учетом структуры экспериментальной программы прикладного бакалавриата Реализация программ прикладного бакалавриата в вузах, в структуре которых имеются колледжи или ведется подготовка по программам СПО, поскольку имеется опыт и соответствующая материальная база

Противоречия в нормативно-правовой базе относительно программ прикладного бакалавриата: ФЗ «Об образовании в РФ» ( ФЗ) – отсутствует программа прикладного бакалавриата Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на гг (распоряжение Прав. РФ от р) – ряд образовательных программ СПО по итогам эксперимента будет переведен на образовательные программы высшего образования – прикладного бакалавриата, по которым также будут разработаны ФГОС План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки« (распоряжение Прав. РФ от р) – раздел V. Изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту - Совершенствование структуры образовательных программ включает в себя: введение прикладного бакалавриата в высшем образовании (пилотная апробация программ ; разработка и утверждение ФГОС – ; реализация программ в штатном режиме – ); удельный вес обучающихся – от 5,3% в 2013г. До 30% в 2018 г..