Кейс –метод в изучении корпоративных структур Беляков В.Г. к.ю.н., доц. каф.менеджмента, НИУ ВШЭ СПб Доклад подготовлен в рамках исследовательского проекта НУГ «Разработка и применение учебных кейсов в исследованиях и менеджмент-образовании» 2013г. © В. Г. Беляков, 2013
Кейс- метод Кейс –метод включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе Кейс –метод включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе Суть этого метода – проанализировать конкретную ситуацию и выработать оптимальное решение по проблемам (проблеме), описанной в кейсе. Суть этого метода – проанализировать конкретную ситуацию и выработать оптимальное решение по проблемам (проблеме), описанной в кейсе.
Две главных проблемы Как писать (создавать) кейсы. Текст и контекст кейса. Содержание кейса Как писать (создавать) кейсы. Текст и контекст кейса. Содержание кейса Как работать с кейсами. Анализ и обсуждение кейса. Апробация кейса. Как работать с кейсами. Анализ и обсуждение кейса. Апробация кейса.
Основные характеристики Во-первых, представленный для анализа случай должен отражать реальную и (желательно) типичную жизненную ситуацию Во-первых, представленный для анализа случай должен отражать реальную и (желательно) типичную жизненную ситуацию Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. Проблема не должна быть слишком «мелкой», а решение - очевидным Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. Проблема не должна быть слишком «мелкой», а решение - очевидным В- третьих, требуется наличие определенных теоретических знаний (необходимых и достаточных), на основании которых можно решить проблему, поставленную в кейсе. В- третьих, требуется наличие определенных теоретических знаний (необходимых и достаточных), на основании которых можно решить проблему, поставленную в кейсе.
Главные задачи учебных кейсов: специальные и общие Развивать аналитические способности менеджеров Развивать аналитические способности менеджеров Развивать навыки принятия управленческих решений Развивать навыки принятия управленческих решений По моему мнению – с помощью учебного кейса можно преодолеть «разрыв» между теорией и практикой По моему мнению – с помощью учебного кейса можно преодолеть «разрыв» между теорией и практикой Выработка отдельных навыков как неформализованного знания Выработка отдельных навыков как неформализованного знания
Навыки работы с текстом Поскольку любой кейс представляет собой особым образом организованный и структурированный материал (могут быть исключения), постольку навыки работы с текстом – одни из важнейших Поскольку любой кейс представляет собой особым образом организованный и структурированный материал (могут быть исключения), постольку навыки работы с текстом – одни из важнейших Навыки текстологического анализа – один из видов неформализованного знания, которые могут быть получены при работе с кейсом Навыки текстологического анализа – один из видов неформализованного знания, которые могут быть получены при работе с кейсом Студенты (слушатели) часто «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют»(Мтф., 13;13) Студенты (слушатели) часто «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют»(Мтф., 13;13)
Кейс-метод в изучении корпоративных структур Вполне успешно автор использует (с конца 90-х) задачи, мини-кейсы, кейсы. Вполне успешно автор использует (с конца 90-х) задачи, мини-кейсы, кейсы. Четыре кейса представлены в сб. «Управление развитием организации. Кейс-метод в правовой подготовке менеджеров Кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ» -2изд. СПб, 2010; три из них зарегистрированы в ЕССН Четыре кейса представлены в сб. «Управление развитием организации. Кейс-метод в правовой подготовке менеджеров Кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ» -2изд. СПб, 2010; три из них зарегистрированы в ЕССН
Проблемы В рамках курса «Корпоративное управление», отчасти – «Правоведение и правовая среда бизнеса» В рамках курса «Корпоративное управление», отчасти – «Правоведение и правовая среда бизнеса» В рамках этих Курсов существуют проблемные области, где кейсы могут использоваться и используются успешно В рамках этих Курсов существуют проблемные области, где кейсы могут использоваться и используются успешно Проблема КУ в закрытых структурах Проблема КУ в закрытых структурах Классический подход в рамках КУ - главное внимание – Акционерным обществам, прежде всего ОАО Классический подход в рамках КУ - главное внимание – Акционерным обществам, прежде всего ОАО На практике – почти 80% корпораций в России имеют форму ООО, т.е. являются закрытыми корпорациями На практике – почти 80% корпораций в России имеют форму ООО, т.е. являются закрытыми корпорациями
Корпоративный контроль Проблемы корпоративного контроля (контроля участников по отношению к менеджменту) в закрытых структурах Проблемы корпоративного контроля (контроля участников по отношению к менеджменту) в закрытых структурах Институты корпоративного контроля, инструменты контроля Институты корпоративного контроля, инструменты контроля Традиционные (теоретические) конструкции: контроль через максимальную долю(доли), контроль через Совет директоров Традиционные (теоретические) конструкции: контроль через максимальную долю(доли), контроль через Совет директоров Обеспечение контроля с использованием «редких, особых» инструментов, к которым можно отнести: дополнительные права участников, корпоративное соглашение, контракт с генеральным директором Обеспечение контроля с использованием «редких, особых» инструментов, к которым можно отнести: дополнительные права участников, корпоративное соглашение, контракт с генеральным директором
Особые конструкции КК Для раскрытия этих проблем- необходим значительный лекционный материал Для раскрытия этих проблем- необходим значительный лекционный материал С помощью кейсов – студенты, получив базовые знания в данной области сами находят ответы на вопросы о редких и особых конструкциях корпоративного контроля С помощью кейсов – студенты, получив базовые знания в данной области сами находят ответы на вопросы о редких и особых конструкциях корпоративного контроля
Корпоративные конфликты и корпоративные захваты В рамках нескольких дисциплин рассматриваются эти проблемы В рамках нескольких дисциплин рассматриваются эти проблемы Мало внимания уделяется КК и КЗ применительно к закрытым структурам Мало внимания уделяется КК и КЗ применительно к закрытым структурам Меры по предотвращению – имеют часто слишком абстрактный характер или не могут быть применены в условиях России Меры по предотвращению – имеют часто слишком абстрактный характер или не могут быть применены в условиях России
Кейсы: текст и контекст В кейсах – текст, макроконтекст в виде приложений, в качестве которых - договоры, выдержки из нормативных материалов и пр. В кейсах – текст, макроконтекст в виде приложений, в качестве которых - договоры, выдержки из нормативных материалов и пр. Наряду с указанными выше – навыки работы с нормативным материалом Наряду с указанными выше – навыки работы с нормативным материалом
Спасибо за внимание Спасибо за внимание