Присоединение России к ОЭСР: оценка возможных последствий Тема 2: Государственное регулирование Государственное управление и оценка регулирующего воздействия: Данилов А.С. Борьба с коррупцией: Конов А.В. Высшая школа экономики, Москва,
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Россия и страны ОЭСР используют единые принципы и подходы в сфере государственного строительства фото Базовые принципы демократии, верховенство закона, открытое правительство Базовые принципы демократии, верховенство закона, открытое правительство … по отдельным позициям Россия предлагает собственные способы и методы реализации этих базовых принципов Страны ОЭСР имеют апробированные механизмы эффективного государственного управления … Страны ОЭСР Россия
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Общие принципы – но разные модели и стадии развития управленческих механизмов Обеспечение участия граждан и бизнеса в принятии властных решений Оценка регулирующего воздействия Институт лоббизма Страны ОЭСР Общественные и экспертные советы Россия На всех этапах создания и реализации НПА, встроена в процесс правотворчества В значительной степени внутренняя бюрократическая процедура. Требует кадровых ресурсов, возможен рост бюджетных расходов, увеличение сроков подготовки проектов нормативных актов Россия Страны ОЭСР
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Анти-коррупционные рекомендации ОЭСР Пересмотренная Рекомендация Совета ОЭСР по мерам борьбы со взяточничеством в международных деловых операциях [C(97)123] (Recommendation of the Council on Combating Bribery in International Business Transactions); Рекомендации Совета ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц применительно к государственной поддержке экспортных кредитов [C(2006)163] (Recommendation of the Council on Bribery and Officially Supported Export Credits); Рекомендация Совета ОЭСР по вычитаемости сумм взяток должностным лицам иностранных государств из суммы налогооблагаемого дохода [C(96)27] (Recommendation of the Council on the Tax Deductibility of Bribes to Foreign Public Officials); Рекомендация Комитета содействия развитию о предложениях по борьбе с коррупцией при поставках в рамках помощи, предоставленной на основе двусторонних соглашений [DAC DCD/DAC(96)11/FINAL] (Recommendation on Anti-Corruption Proposals for Bilateral Aid Procurement); Рекомендация Совета ОЭСР по регулированию конфликта интересов в сфере государственной службы [С(2003)107] (Recommendation of the Council on OECD Guidelines for Managing Conflict of Interest in the Public Service); Рекомендация Совета ОЭСР по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок [C(2009)159] (Recommendation of the Council for Further Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions).
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Основные риски реализации рекомендаций Борьба с коррупцией В сфере противодействия коррупции основные риски связаны не столько с возможными негативными последствиями для экономики, сколько с необходимостью изменения правовых институтов и пересмотра ряда ключевых положений российского уголовного законодательства Рекомендации, реализация которых связана с наибольшими рисками: 1.Внедрение уголовной ответственности юридических лиц. 2.Недопущение освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием по делам о подкупе иностранных должностных лиц. 3.Закрепление в качестве отдельных составов преступлений «предложения» и «обещания» дачи взятки. 4.Увеличение срока давности при даче взятки иностранным должностным лицам.
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Основные риски – 1 Борьба с коррупцией фото Уголовная ответственность юридических лиц Недопущение освобождения от ответственности в связи с деятельным раскаянием 1.Отказ от фундаментального принципа, в соответствии с которым только физические лица обладают способностью сознавать свои действия и руководить ими. 2.Масштабный пересмотр уголовного и уголовно- процессуального законодательства. 3.Возможность использования уголовного преследования юридических лиц для недобросовестной конкурентной борьбы и захвата бизнеса. 1.Отказ от фундаментального принципа, в соответствии с которым только физические лица обладают способностью сознавать свои действия и руководить ими. 2.Масштабный пересмотр уголовного и уголовно- процессуального законодательства. 3.Возможность использования уголовного преследования юридических лиц для недобросовестной конкурентной борьбы и захвата бизнеса. 1.Увеличение числа отказов в сотрудничестве со следствием со стороны лиц, вовлеченных в коррупционные правонарушения, и снижение эффективности работы по раскрытию коррупционных преступлений.
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Основные риски – 2 Борьба с коррупцией фото Криминализация «предложения» и «обещания» дачи взятки Увеличение срока давности 1.Несогласованность подходов к применению мер уголовной ответственности: действия, являющиеся по самой своей сути неоконченным преступлением, будут в одном отдельном случае рассматриваться как оконченное преступление. 1.Возможно реализовать тремя способами, каждый из которых приводит либо к наружению фундаментальных принципов российского уголовного законодательства, либоужесточению наказаний и увеличению нагрузки на пенетенциарную систему.
Более подробно о результатах: