Физиология высшей нервной деятельности Формы индивидуального обучения
Инстинкты формируются в ходе естественного отбора, который происходит очень медленно – во временном масштабе большого числа поколений (обычно занимает время порядка сотен тысяч и миллионов лет). Нередко при быстрых изменениях условий наследственные инстинкты оказываются неэффективными или неадекватными, и поэтому для своего выживания живые существа в ходе эволюции приобрели возможность изменять свое поведение и формировать новое поведение на основе собственного, индивидуального опыта – т.е. обучаться. В отличие от инстинкта, индивидуальный опыт не наследуется (однако может наследоваться способность к обучению)
Адаптивность обучения: синица- лазоревка открывает бутылку. чтобы полакомиться молоком
Адаптивность обучения: голубая сойка поедает ядовитую данаиду, после чего у нее наблюдается рвота; в будущем она больше не будет пытаться съесть такую бабочку.
Обучение это процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта (В. Торп, 1963). Обучение не является следствием роста, созревания, старения организма, или следствием утомления, сенсорной адаптации. Термины «обучение» и «научение» (англ. learning) в данном контексте можно считать равнозначными.
Обучение чрезвычайно многообразно, и единой удовлетворительной классификации форм обучения не существует. Принято выделять две большие группы форм обучения: неассоциативное обучение и ассоциативное обучение. В настоящее время также часто выделяют в качестве самостоятельной формы когнитивное обучение.
КатегорияОсновные формы Неассоциативное обучение (простые формы) Сенситизация Привыкание Особые формы неассоциативного обучения, тесно связанные с инстинктом и/или разумом Запечатление (импринтинг) Подражание Ассоциативное обучениеКлассический условный рефлекс Инструментальный условный рефлекс (обучение по типу проб и ошибок) Ассоциации между стимулами, возникающие без подкрепления Когнитивное обучениеЛатентное обучение, когнитивные карты Сенсорное (перцептивное) обучение Инсайт Рассудочная деятельность Элементарное мышление Классификация форм обучения