Экономика образования: Оплата труда школьных учителей
Зарплатные профили учителей Среднемесячные заработки женщин в зависимости от стажа, США (в ценах 2002 г.) * P. Dolton (2006) Teacher supply // Handbook of the Economics of Education, Volume 2
Сравнительная динамика трудовых доходов Недельные заработки учителей и других работников, США, 1979 – 2006 гг. * S. Allegretto, S. Corcoran, L. Mishel (2008) The Teaching Penalty. Teacher Pay Losing Ground // Economic Policy Institute.
Сравнительная динамика трудовых доходов Недельные заработки учителей государственных школ и других работников со степенью BA, США, 1996 – 2006 гг. * S. Allegretto, S. Corcoran, L. Mishel (2008) The Teaching Penalty. Teacher Pay Losing Ground // Economic Policy Institute.
Сравнительная динамика трудовых доходов Недельные заработки учителей государственных школ и других работников со степенью MA, США, 1996 – 2006 гг. * S. Allegretto, S. Corcoran, L. Mishel (2008) The Teaching Penalty. Teacher Pay Losing Ground // Economic Policy Institute.
Зарплатные профили учителей Среднемесячные заработки мужчин в зависимости от возраста, Великобритания (в ценах 2002 г.) * P. Dolton (2006) Teacher supply // Handbook of the Economics of Education, Volume 2
Зарплатные профили учителей Среднемесячные заработки женщин в зависимости от возраста, Великобритания (в ценах 2002 г.) * P. Dolton (2006) Teacher supply // Handbook of the Economics of Education, Volume 2
Тенденции, связанные со снижением относительных трудовых доходов учителей снижение интереса к педагогическому образованию и профессии преподавателя (сокращение потока абитуриентов), снижение качества преподавателей, обусловленное отрицательным отбором на входе – снижением средних баллов при поступлении в педагогические вузы, уход наиболее талантливых учителей в более оплачиваемые сферы. Может ли повышение зарплаты учителя служить инструментом привлечения людей в профессию? Возможные ресурсы повышения предложения труда:* привлечение молодых людей в профессию учителя, возвращение работников, занятых в других сферах, которые получили педагогическое образование, но ушли из профессии, люди с педагогическим образованием, но не занятые на рынке труда, учителя с неполной занятостью (недостаточной нагрузкой) * P. Dolton (2006) Teacher supply // Handbook of the Economics of Education, Volume 2
Выводы работ о связи трудовых доходов и предложения труда* Большинство эмпирических работ демонстрирует значимую связь между размером заработной платы и предложением труда. В обзор вошли различные модели: модели выбора профессии учителя, модели ухода и возвращения, модели продолжительности работы учителем и пр. Значимым фактором в моделях предложения труда школьных преподавателей является пол. Также в различных исследованиях отмечается значимая связь с уровнем образования и квалификации учителя, преподаваемого предмета В ряде работ подтверждается значимость нематериальных факторов работы учителя: значимые эффекты школы, условий труда, географии. * P. Dolton (2006) Teacher supply // Handbook of the Economics of Education, Volume 2
Заработная плата учителя в России
Динамика зарплаты учителя (в % от средней по экономике) Низкие заработки преподавателей на протяжении длительного времени. Вывод: профессия учителя не привлекательна для специалиста с высшим образованием.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников основного общего образования
Зарплатные профили учителей, 2009 г. (на основе оценки параметров уравнения Минцера)
Зарплатные профили учителей, 2011 г.