Идентификация граждан со своей страной: российские данные в контексте международных сравнений
Россия Проблемная ситуация Российская Федерация – новая страна, и успешность ее развития во многом зависит от того, признают ли ее собственные граждане Проблема исследования Неизученность процессов формирования страновой (национальной) идентичности в России
Объект исследования Граждане РФ от 16 лет и старше (граждане 33 стран мира от 16 лет и старше – для международных сравнений) Предмет исследования Уровень социальной, страновой и этнической идентификации
Цель исследования Изучить социальную, страновую и этническую идентичность через согласие соотнесения граждан с их страной, ощущение связанности с ней, чувство ответственности за происходящее в своей стране и гордость ее успехами
Задача 1 Изучить ощущение людьми связанности со своей страной и другими социотерриториальными общностями
Российские данные, 2003 год Ответьте, пожалуйста, насколько сильно Вы чувствуете свою связь с: Вашим городом/деревней/селом?; Вашей областью/краем/республикой?; Россией?; Европой? (Азией?) 1. Очень сильно 2. Довольно сильно 3. Не очень сильно 4. Совершенно не чувствую связи 5. Затрудняюсь ответить
Российские данные в международном контексте
Локальная общность (город/село)
Регион
Страна
Континент (материк)
Выводы У российских граждан низкий уровень социальной идентификации Этот результат логично сочетается с результатом другого исследования, где выяснили, что россиянам присуща высокая ориентация на собственные интересы в ущерб ориентации на интересы других людей и социальных общностей
Задача 2 Сравнить страновую и этническую идентичности граждан
Этническая идентичность Насколько сильно лично Вы чувствуете связь со своей национальностью? 1. Очень сильно 2. Довольно сильно 3. Не очень сильно 4. Совершенно не чувствую связи со своей национальностью 5. Затрудняюсь ответить
Российские данные
Российские данные в международном контексте
Ощущение связанности со своей национальностью
Предпочтение российской или национальной идентификации населением России Одни люди чувствуют себя в первую очередь россиянами, какой бы национальности они ни были, другие чувствуют себя в первую очередь людьми той национальности, к которой принадлежат (русские, татары, башкиры и тп). Какое из следующих высказываний точнее всего отражает Ваши чувства? Я чувствую себя… 1. Только представителем своей национальности 2. Больше представителем своей нац-сти, чем россиянином 3. Одинаково как представителем своей нац-сти, так и россиянином 4. Больше россиянином, чем представителем своей нац-сти 5. Только россиянином
Выводы Почти три четверти россиян не жертвуют общестрановой приверженностью в пользу национальной Существуют различия между русскими и не русскими по национальности россиянами: в сторону более сильно выраженной национальной идентичности у не русских
Задача 3 Изучить переживание гордости принадлежностью к гражданам своей страны
Российские данные, 2003 год Насколько Вы гордитесь тем, что являетесь гражданином/гражданкой России? 1. Очень горжусь 2. В какой-то мере горжусь 3. Не очень горжусь 4. Совсем не горжусь 5. Не являюсь гражданином/гражданкой России (в выборке 5 чел)
Гордость принадлежностью к гражданам России
Российские данные в международном контексте
Гордость тем, что являюсь гражданином своей страны
Выводы Показатели гордости у российского населения находятся ближе к полюсу низких значений, но все же далеко не в самом низу Общее переживание гордости складывается из ощущений гордости разными аспектами жизни страны. Можно предположить, что у россиян гордость разными сторонами жизни неодинакова
Задача 4 Изучить переживание гордости достижениями страны в разных сферах жизни
Российские данные, 2003 год В какой мере Вы гордитесь следующими сторонами жизни России? …. 1. Очень горжусь 2. В какой-то мере горжусь 3. Не очень горжусь 4. Совсем не горжусь 5. Затрудняюсь ответить
Выводы Жители России сравнительно сильно гордятся «элитарными» достижениями При этом они не гордятся или мало гордятся рутинными аспектами жизни страны, которые характеризуют повседневную жизнь людей и непосредственно сказываются на благополучии широких слоев населения
Задача 5 Выявить факторную структуру переживаний гордости
Факторы I фактор (38%) – фактор общей гордости различными сторонами жизни страны II фактор (14%) – параметр взаимно обратных отношений между двумя видами переживаний гордости: за творческие достижения элиты и за достижения в рутине
Факторы III фактор (9%) – параметр взаимно обратных отношений между гордостью за исторические достижения и за современные достижения своей страны IV фактор (7%) – противостоят друг другу гордость военными достижениями (в борьбе с внешними силами) и умение построить мирные отношения между соц.группами внутри страны
Факторы V фактор (7%) – противостояние международных и внутристрановых достижений
Задача 6 Сравнить страны по интегральным индексам (факторам) гордости достижениями страны
Фактор I общей гордости различными сторонами жизни своей страны
Выводы Для России наиболее очевидный ресурс для повышения сознательного, осмысленного чувства гордости людей за свою страну – обеспечение сдвигов к лучшему в развитии экономики, равноправия, демократии, соц.справедливости и соц.защиты населения
Фактор II: гордость инновационными достижениями элиты (+) VS гордость повседневными, рутинными достижениями, затрагивающими массовые слои населения (-)