Структура зарплаты профессора: преподавать, исследовать, управлять? Семинар 6.
Мотивация работников в академической среде Нефинансовые механизмы Признание коллег Репутация Полезность от работы (призвание) Финансовые механизмы Заработная плата Гранты Внешнее финансирование
Виды деятельности профессора Исследовательская деятельность Преподавание Административная работа Опыт и стаж
Структура заработной платы профессоров: исследования, преподавание, администрирование Подходы к формированию заработной платы: По производительности По ожидаемой производительности По результату Сложность оценки отдельных видов работы профессора Асимметричная информация
Вопросы Статический аспект: Какие индикаторы (показатели) можно назвать «хорошими» и использовать для оценки производительности профессора? Действительно ли каждый вид деятельности приносит положительный вклад в заработную плату? Динамический аспект: Каково влияние стажа и опыта работы на заработную плату?
Индикаторы исследовательской деятельности количество опубликованных книг, когда профессор является либо автором, либо редактором (Katz, 1973; Siegfried, White, 1973; Tuckman, Hageman, 1976; Gomez-Mejia, Balkin, 1992); количество опубликованных статей (Katz, 1973; Siegfried, White, 1973; Tuckman, Hageman, 1976; Gomez-Mejia, Balkin, 1992; Fairweather, 1993); количество опубликованных статей в наиболее признанных («престижных») журналах (Katz, 1973; Siegfried, White, 1973; Gomez-Mejia, Balkin, 1992); количество монографий (Siegfried, White, 1973); количество диссертаций, написанных под руководством профессора (Katz, 1973); количество цитат или ссылок на профессора в других научных работах (Gomez-Mejia, Balkin, 1992); время, затрачиваемое на исследовательскую деятельность (Fairweather, 1993); наличие исследовательских проектов с внешним финансированием (Fairweather, 1993).
Индикаторы преподавательской деятельности входит ли профессор в рейтинг преподавателей, набравших наибольшее количество баллов по результатам анкетирования студентов (Katz, 1973); средний балл, полученный по результатам ответа студентов на вопрос «Порекомендовали ли Вы этого профессора своего другу?» (Siegfired, White, 1973); мнение студентов и администраторов относительно качества преподавания (Gomez-Mejia, Balkin, 1992); получал ли профессор хотя бы раз награду за успехи в преподавании (Tuckman, Hageman, 1976); количество диссертаций, написанных под руководством профессора (Katz, 1973); преподавательская нагрузка (Fairweather, 1993); работает ли профессор только со студентами бакалавриата (Fairweather, 1993); работает ли профессор только со студентами, уже имеющими одну степень (Fairweather, 1993).
Индикаторы административной работы занимал ли в прошлом профессор административную должность (Katz, 1973; Tuckman, Hageman, 1976); занимает ли в настоящее время профессор административную должность (Katz, 1973; Tuckman, Hageman, 1976); время, затрачиваемое на выполнение различных видов административной работы (Katz, 1973)
Основные результаты исследований Katz, Наиболее важный фактор – публикации. Преподавательская деятельность: оценка студентов не является значимым показателем, но преподавательские способности вознаграждаются на основе научного руководства диссертациями студентов. Административная работа приносит статистически значимый вклад в заработную плату профессора, но отдача невысока. Siegfired, White, Наибольший по величине вклад – публикации в национальных или специализированных журналах. Административная деятельность также значимо отражается в заработной плате. Преподавательская активность значима лишь на уровне 10%. Tuckman, Hagemann, Наиболее важный фактор – количество научных публикаций (статей). В экономических дисциплинах отдача от публикаций выше, чем в педагогике. Количество книг – значимый фактор. Преподавательские способности не приносят статистически значимого вклада в заработную плату. Административная работа вносит положительный вклад в заработную плату, однако наибольший эффект приносит только для тех профессоров, которые в настоящее время руководят факультетом или департаментом. Gomez-Mejia, Balkin, Публикации в наиболее престижных журналах являются главным предиктором заработной платы. Преподавание приносит положительный вклад в заработную плату только для наиболее успешных профессоров- исследователей.
Академическая заработная плата в динамике Почему увеличение стажа работы должно положительно отражаться на заработной плате? Результаты, полученные на академическом рынке, расходятся с теоретическими основаниями и результатами, полученными на неакадемическом рынке труда.
Модель В качестве основного метода исследователи использовали эмпирическую оценку уравнения заработной платы (earnings equation), которое в общем виде может быть записано следующим образом: ln w = f(Х), где ln w – натуральный логарифм заработной платы профессора, Х – вектор независимых детерминант заработной платы, куда среди прочего входят переменные стажа и опыта работы в университете. ln w = a 0 + a 1 · Experience + a 2 · Seniority + aX Experience – общий опыт работы Seniority – стаж работы в данном университете
Результаты исследований
Причины расхождения результатов Снижение производительности с возрастом Крайне высокая степень асимметрии информации между администратором и профессором Наличие издержек перехода профессора из одного университета в другой (moving costs) Монопсония на академическом рынке труда Контракты пожизненного найма (tenure) Наличие или отсутствие профессиональных союзов (unions) внутри вуза