Финансовый омбудсмен (общественный примиритель на рынке финансовых услуг) в России: статус и деятельность Преподаватель: Давыденко Д.Л. Автор: Картошкин П.А. Гр.15МПИ Домашнее задание по предмету: «Юридическая конфликтология, медиация и посредничество»
Основные формы применения ADR в финансовом секторе: медиация третейское разбирательство (арбитраж) финансовый омбудсмен Тенденция – финансовый омбудсмен становится доминирующим механизмом ADR между потребителями финансовых услуг и финансовыми учреждениями
«Омбудсмен» (древнескандинавский umboðsmaðr) – «représentative, commission man» (представитель) 1809 г. – для защиты прав граждан в Швеции была создана должность – Шведский парламентский омбудсмен 1981 г. – в Великобритании был назначен страховой омбудсмен (Insurance Ombudsman) 1992 г. – в Германии появился первый универсальный финансовый омбудсмен 24 января 2009 г. – создан первый институт омбудсмена финансовой системы в странах СНГ в Республике Армения в соответствии с законом «О примирителе финансовой системы» 1 октября 2010 г. – в России начал действовать Финансовый омбудсмен Происхождение термина «омбудсмен»
Кто такой финансовый омбудсмен ? Независимый эксперт по внесудебному разрешению споров между потребителями и организациям, предоставляющими финансовый услуги (the official independent expert in settling complaints between consumers and businesses providing financial services) ombudsman.org.uk/ ombudsman.org.uk/ Финансовый омбудсмен (общественный примиритель на финансовом рынке) - орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами
Отличие финансового омбудсмена от медиации и других механизмов внесудебного урегулирования споров КритерийФинансовый омбудсменМедиацияДругие механизмы (на примере арбитража Chamber of Arbitration в Италии) 1 Характер спораСпоры между финансовыми организациями и их клиентами Экономические спорыГражданские и коммерческие споры 2 Обязательность использования механизма ( в случае заявления жалобы) Добровольно или обязательно в силу закона Добровольно, по соглашению сторонАрбитражная оговорка включается в договор, или если стороны ее не включили в договор, они могут заключить дополнительное соглашение о рассмотрении спора в арбитраже 3 Плата за разрешение спора Бесплатно для заявителей жалобОплата сторонами в равных доляхРасходы зависят от суммы требования и количества арбитров, и могут быть разделены между сторонами спора 4 Результат рассмотрения спора РешениеМедиативное соглашениеАрбитражное решение 5 Обязательность решения В большинстве юрисдикций решение обязательно для обеих сторон или только для финансовой организации; в некоторых юрисдикциях решение может носить рекомендательный или медиативный характер Является гражданско-правовой сделкой, направленной на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон Обязательно для сторон 6 Рассмотрение спора в суде как препятствие использования механизма Если спор рассматривался или рассматривается в суде, то он не может быть предметом рассмотрения омбудсменом Соглашение о применении процедуры медиации может заключаться как до обращения в суд/третейский суд, так и после начала судебного разбирательства (в том числе по предложению судьи), но до вынесения судебного решения Как правило, если в договоре есть арбитражная оговорка, то стороны должны обратиться в арбитраж в случае возникновения спора
Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, Португалия, Италия, Ирландия, Бельгия, ЮАР, Литва, Венгрия, Польша, Пакистан, Шри-Ланка, Россия Где действует институт финансового омбудсмена ?
Сравнительный анализ моделей финансовых омбудсменов ВеликобританияГерманияАрменияКанада Форма собственностиПубличнаяЧастная Способ финансирования За счет частных организаций За счет частных банков (Союз немецких банков) За счет Центрального банка и финансовых организаций За счет организаций, входящих в службу омбудсмена Форма деятельностиЦентрализованная Полномочия Разрешение споров между потребителями и провайдерами финансовых услуг Разрешение споров между потребителями и частными банками Разрешение споров между потребителями и кредитными, страховыми, инвестиционными организациями, страховыми брокерами, ломбардами, системами денежных переводов и пр. Разрешение споров между потребителями и поставщиками банковских услуг и услуг в области инвестиций Возможность коллективных исков Нет Характер решения Обязательно для обеих сторон Обязательно только для банков (если сумма иска не более 5000 Евро) Обязательно для обеих сторон (если клиент в течение 30 рабочих дней соглашается с решением) Носит рекомендательный характер для сторон спора Сроки рассмотрения жалобы 6-9 месяцев3-5 месяцев6 месяцев Стоимость услуг для потребителей Бесплатно Количество разрешенных дел в год за 2010 г.3501 за 2008 г.47 за 2010 г.274 за 2010 г. Максимальная сумма требования фунтов стерлингов* 5000 Евро *10 млн. драмов ( ~1 млн. рублей) (для принятия требования к рассмотрению) долларов США (для принятия требования к рассмотрению)
Финансовый омбудсмен в России Инициатором создания института внесудебного рассмотрения споров с участием физических лиц – клиентов кредитных организации ̆ выступила Ассоциация российских банков (АРБ) 20 сентября 2010 г. Совет АРБ утвердил: «Положение об Общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)» «Регламент Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена)» 29 сентября 2011 г. утверждено Положение 2 «Положение о Региональном офисе Общественного примирителя на финансовом рынке в субъекте Российской Федерации (региональном офисе Финансового омбудсмена)
Главные цели Финансового омбудсмена: обеспечить доступную, простую, справедливую внесудебную процедуру разрешения гражданско-правовых споров между кредитными организациями и их клиентами на сумму до рублей оказывать консультативную помощь клиентам, разъяснять им их права и обязанности формировать разумную практику применения норм законодательства формировать обычаи делового оборота, в том числе в целях последующего совершенствования законодательства вести публичную разъяснительную работу по вопросам применения законодательства о финансовых услугах
Принципы деятельности омбудсмена законностьдобровольностьконфиденциальность беспристрастностьнезависимостьоперативность
Заявитель - физическое лицо, клиент кредитной организации Рассмотрение споров является бесплатным Обращение к омбудсмену не препятствует обращению сторон в суд, но на период рассмотрения спора физическое лицо обязуется не прибегать к судебной процедуре Обращение к финансовому омбудсмену поможет решить споры между клиентом и банком: При реструктуризации долга по кредитному договору При незаконном начислении процентов по кредиту Если клиент хочет пожаловаться на действия коллекторов Если банк взимает комиссии по ведению ссудного счета Если банк требует вернуть кредит досрочно Если с банковской карты клиента похищены средства
Порядок рассмотрения спора финансовым омбудсменом Клиент обязан направить жалобу в адрес банка до подачи заявления омбудсмену 2.Банк должен ответить по существу в течение 30 дней 3.Клиент направляет омбудсмену заявление с предъявляемыми им претензиями (требованиями) 4.Омбудсмен рассматривает письменное заявление и решает вопрос о допустимости рассмотрения жалобы в соответствии с требованиями Регламента. 5.Омбудсмен утверждает подписанное сторонами Примирительное соглашение, выносит Постановление, разрешающее спор по существу, либо Постановление о прекращении разбирательства спора 6.Примирительное соглашение может быть передано по согласию сторон на утверждение суду или третейскому суду в качестве мирового соглашения
Рассмотрение спора может проходить как в очной, так и в заочной форме на основании представленных сторонами документов Место рассмотрения спора омбудсмен вправе определять в зависимости от обстоятельств конкретного спора Финансовый омбудсмен вправе истребовать дополнительные сведения от обеих сторон, а также заслушивать их устные пояснения
При вынесении актов, завершающих разбирательство спора, Финансовый омбудсмен руководствуется федеральными законами, иными нормативными и нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, международными соглашениями и договорами, банковскими правилами и обычаями делового оборота Обязательность решения Финансовые организации, присоединившиеся к институту Финансового омбудсмена, обязаны исполнять вынесенные им решения и не имеют права их обжаловать в государственных судах
Итоги работы финансового омбудсмена за период с 1 октября 2010 г. по 30 сентября 2012 года Количество обращении ̆ – в письменном виде – по электронной почте – по телефону Урегулировано споров – в результате консультации ̆ по телефону – в результате согласования позиции ̆ сторон Количество организации ̆, фигурирующих в обращениях – кредитные организации – коллекторские агентства – страховые компании – иные финансовые организации Итого организации ̆ 137 В Великобритании за 2010 г. разрешено дел
Перспективы развития института финансового омбудсмена в России Проект Федерального закона «О Финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» При Министерстве финансов создается рабочая группа по разработке соответствующих законодательных инициатив Март 2012 года – поручение Президента РФ Правительству к 1 сентября 2012 года разработать предложения по изменениям в законодательство, касающихся института финансового омбудсмена
Рекомендации PwC для построения финансового омбудсмена в России – централизованный единый офис, возможность создания технических офисов в субъектах РФ – стимулирование потребителей к обращению в службу по телефону или через официальный веб-сайт – установление на уровне закона перечня видов деятельности, при осуществлении которых организации обязаны участвовать в системе рассмотрения споров – единый омбудсмен на весь финансовый рынок – в круге заявителей могут быть: изначально – физические лица, после переходного периода – малые предприятия – установление максимального размера возмещения (по аналогии с максимальным размером возмещения по застрахованным АСВ вкладам) – ограничение права на обжалование по существу (аналогично обжалованию решения третейского судьи)
Спасибо за внимание