Разработка моделей профессионально- общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) С.Ю.Рощин, руководитель рабочей группы 16 апреля 2013 г., г. Москва
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о профессионально –общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) Работодатели, их объединения Уполномоченные ими организации КТО? … признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации… отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля Задачи? Качество подготовки Уровень подготовки выпускников Что оцениваем?
Проблемы Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) Российские национальные рамки профессиональных стандартов и сертификаций только складываются, профессиональные стандарты, объединения работодателей во многих профессиональных полях отсутствуют, а те, которые существуют, не видят оценку образовательных программ своей деятельностью, не имеют инструментов и процедур для ее осуществления Рынок труда в области экономики и менеджмента очень широк и разнообразен, мало крупных объединений работодателей либо они представляют некоторые сегменты рынка «Широкие» образовательные программы бакалавриата по менеджменту и экономике (универсальной направленности) учитывают специфику конкретных сегментов рынка труда, представленных работодателями
Кто выступает инициаторами профессионально- общественной аккредитации и разрабатывает критерии? Вузы как заинтересованная в улучшении качества образовательных программ сторона Работодатели как заинтересованная в получении хороших выпускников сторона Насколько реален учет требований рынка труда? Насколько они готовы это делать? Как учесть перспективы развития? «Развилки» Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ)
Что является основной частью профессионально- общественной аккредитации? Анализ образовательных программ на соответствие требованиям работодателей как гарантия качества подготовки выпускников Сертификация выпускников по требованиям профессиональных стандартов как срез уровня подготовки по образовательной программе - отсутствие проф. стандартов -специфические требования стандартов по профессиям Кто разрабатывает инструментарий? -нет прямой оценки уровня подготовки выпускников - «образовательный» взгляд на аккредитацию Кто осуществляет экспертизу? «Развилки» Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ)
Кто является аккредитующим органом? Уполномоченные организации работодателей: Может ли это быть объединение вузов или его часть? Объединения работодателей и их аккредитационные центры: Что это для экономики и менеджмента? Независимые аккредитующие организации, получившие доверие работодателей Какова процедура передачи полномочий? «Развилки» Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) Кто является аккредитующим органом?
1)Уполномоченная организация; анализ образовательных программ по согласованным критериям; качество выпускников подтверждается частично наличием полученных ими сертификатов (АВВЭМ) 2)Работодатель через собственный сертификационный центр; измерение качества подготовки через сертификационную процедуру большинства выпускников программы, при отрицательном результате и по запросу вуза – анализ образвоательных программ на выявление проблем (РОСНАНО) 3)Работодатель через собственный аккредитационный орган или в сотрудничестве с уполномоченным аккредитационным агентством; анализ образовательных программ по критериям, предложенным работодателем и агентством («Опора России», АККОРК) Какие модели предложены? Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ)
Пример профессионально- общественной аккредитации (на примере модели АВВЭМ) Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) Общественные организации (например, АВВЭМ, АИОР, АЮР, EFMD) КТО? Выявление соответствия образовательной программы требованиям качества Рейтинг качественных образовательных программ по направлениям подготовки (научно-профессиональным областям) Задачи? Анализ деятельности- Анализ документов и материалов самообследования Уровень подготовки выпускников – Единый экзамен для бакалавров (для магистров – защиты ВКР) и/или наличие у выпускников профессиональных сертификатов Возможные процедуры
Нерешенные вопросы Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) Кто (какие работодатели, какие объединения работодателей) может проводить профессионально-общественную аккредитацию программ бакалавриата в сфере экономики и менеджмента, обеспечивая достаточную широту и универсальность подхода (т.е. не впадая в подстройку универсальной программы под задачи конкретной сферы рынка труда)?
Направления развития Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) Создание аккредитационной структуры (аккредитационного центра) при АВВЭМ как уполномоченной работодателями организации для проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ бакалавриата в сфере экономики и менеджмента Совместная сертификация пула экспертов (со стороны работодателей и образовательного сообщества) Разработка и апробация процедур профессионально-общественной аккредитации Разработка и сертификация инструментария для сертификационной оценки уровня подготовленности выпускников
Спасибо за внимание! Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ)