Анализ издержек и выгод, связанных с получением высшего образования Семинар 2
Зачем нужно образование? Образование – общественное благо, которое приносит не только частную выгоду (тому, кто учится), но и отдачу для общества в целом (общественную выгоду). Этот факт может оправдывать существование не только частных, но и общественных издержек, связанных с образованием.
Частные выгоды от получения высшего образования. Зачем люди идут учиться? Потребление (краткосрочный мотив). Получение полезности от образования. Инвестиции (долгосрочный мотив). Образование – инвестиции в человеческий капитал, которые совершаются для последующего получения отдачи от образования: прироста в заработной плате по сравнению с необразованными людьми (это правда в предпосылке о том, с получением образования увеличивается продуктивность индивида, которая должна компенсироваться более высокой заработной платой).
Частные выгоды от получения высшего образования: финансовые (монетарные) и нефинансовые (немонетарные) Финансовые выгоды от получения высшего образования Нефинансовые выгоды от получения высшего образования Увеличение производительности Более высокий доход Занятость Более широкий спектр карьерных возможностей Больший объем сбережений (большая норма сбережений) Личная и профессиональная мобильность «Потребление» образования Лучшие условия труда Повышение личного статуса Удовлетворение от работы Более здоровый образ жизни Улучшение качества жизни (в т.ч. для семьи) Более рациональный подход к принятию решений Больше возможностей для проведения досуга Личное развитие
Частные издержки от получения высшего образования Плата за обучение Плата за учебные материалы (литература, компьютер) Упущенный доход (альтернативная занятость)
Общественные выгоды от получения высшего образования Финансовые выгоды от получения высшего образования Нефинансовые выгоды от получения высшего образования Увеличение налоговых поступлений, распределяемых в качестве трансфертов Более высокие темпы экономического роста, развитие технологий Более гибкие трудовые ресурсы Увеличение потребления Снижение зависимости от государства и его поддержки Развитие демократии и укрепление стабильности в обществе: выбор более образованных (информированных) людей, снижение уровня преступности, повышение уровня терпимости Получение выгод от исследований Социальная мобильность Улучшение здоровья Увеличение дотаций на благотворительность Улучшение системы начального и среднего образования
Общественные издержки, связанные с получением высшего образования Операционные издержки, связанные с функционированием системы высшего образования Затраты на финансовую поддержку студентов Упущенный национальный продукт на время обучения студентов
Образование как инвестиции в человеческий капитал (Беккер) Общие инвестиции (general training) Специфические инвестиции (specific training)
Измерение отдачи от образования Правило принятия решения о получении образования:, где NPV(E) – чистая приведенная стоимость (ценность) высшего образования, Benefits – выгоды, связанные с получением высшего образования в периоде t, Costs – издержки, связанные с получением высшего образования в периоде t, r – индивидуальная ставка дисконтирования, выражающая межвременные предпочтения студента.
Измерение отдачи от образования «Сложный» (полный) метод: модель инвестиций в человеческий капитал позволяет рассчитать отдачу от образования (аналог IRR), т.е. ставку процента, при которой NPV(E) = 0. Но необходимость учета нефинансовых показателей издержек и выгод осложняет данную задачу и делает итоговые показатели смещенными. Функция доходов: ln w = f (schooling, schooling 2, experience, experience 2 )
Оценка отдачи от образования: полный метод
Оценка отдачи от образования: уравнение доходов