Комплекс мер по модернизации педагогического образования (предложения рабочей группы) (В.Болотов, Н.Бысик, А.Каспржак, А.Марголис, П.Мордуляш, В.Рубцов, И.Фрумин и др.) Семинар ИО " Актуальные исследования и разработки в области образования" Высшая школа экономики, Москва,
ОЖИДАЕИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВОЗМОЖНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНДИТВИДУАЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДУСТРИАЛНЫЙ, ПОТОЧНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ Образовательная политика Политика в образовании Основные противоречия сегодняшней школы и педагогического образования Высшая школа экономики, Москва, 2013
Подготовку педагогов ведут 167 ВУЗов (27% от общего числа), в том числе: 48 педагогических 119 университетов 71, 43% педагогических вузов отнесены к учреждениям, имеющим признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26%, а гуманитарных – 42,86%, В 2011 году выпущено 105 тысяч специалистов с высшим педагогическим образованием - 9% от выпуска по программам ВО. Еще 40 тысяч педагогов выпущены СПО Даже без учета выпускников прошлых лет, выпуск специалистов с педагогическим образованием превышает годовую потребность не менее чем в 3 раза. В дальнейшем относительная численность учителей будет сокращаться Масштабы педагогического образования в РФ (МАМСО, М.Агранович) Высшая школа экономики, Москва, 2013
Педагогическое образование. Базовая проблема 1: двойной негативный отбор (Собкин В.С.) Возрастная динамика изменения образовательных и профессиональных планов студентов педагогических вузов (%, 2007 год) Высшая школа экономики, Москва, 2013
Педагогическое образование. Базовая проблема 1: двойной негативный отбор (Собкин В.С.) Высшая школа экономики, Москва, 2013 Распределение среднего балла абитуриентов по направлениям подготовки, 2013 г. [1] [1] [1] Данные мониторинга НИУ ВШЭ и РИА Новости в рамках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» о качестве приема в вузы в гг. Распределение среднего балла абитуриентов по профилям вузов, 2013 г.
Бакалавриат Школа Магистратура Школа Бакалавриат Магистратура Школа Высшая школа экономики, Москва, 2013 Основной «институциональный тупик» российской системы педагогического образования: система замкнута. Отсутствует механизм восполнения кадровых потерь, способность реагировать на изменение запроса
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Педагогическое образование. Базовая проблема 2: система замкнута. Отсутствует механизм восполнения кадровых потерь, способность реагировать на изменение запроса
Анализ реформ систем подготовки учителей в 12 странах Азии, Европы и Северной Америки, показал, что все действия реформаторов можно свести к – Действиям, направленным на повышение престижности профессии учителя Упрощению, прагматичной ориентации в процессе модернизации образовательных программ подготовки учителей Системе мер, направленных на удержание учителей в профессии Высшая школа экономики, Москва, 2013 Канада, США, Англия, Германия, Венгрия, Польша, Финляндия, Франция, Китай, Сингапур, Южная Корея, Япония
Основные характеристики системы подготовки учителей Высшая школа экономики, Москва, Многоканальность получения высшего педагогического образования; 2.Тщательный отбор кандидатов через систему тестов, анализ личного дела и собеседование 3.Выбор направления учебы не только с учетом специальности, но и с учетом специфики выбранного учебного заведения, что делает подготовку максимально практичной, адресной; 4.Акцент на практическую подготовку: разветвленная система практик, стажировок, которых много и во время которых студенты и начинающие учителя работают самостоятельно в должности учителя; 5.Принятие окончательного решения относительно выбора профессии отложено, происходит обычно после бакалавриата;
Основные характеристики системы подготовки учителей Высшая школа экономики, Москва, Обычно имеются несколько квалификационных экзаменов на пути к получению статуса учителя, которые не принимают работники вуза; 7.Особое внимание уделяется методическому обеспечению, теоретической и практической частей подготовки, в которой участвуют государственные служащие, профессиональные ассоциации, преподаватели университетов и университетских институтов подготовки учителей, учителя-методисты, представители администрации базовых школ; 8.Система подготовки и переподготовки кадров составляют единую систему непрерывного педагогического образования; 9.Создаются «кадровые перспективы» внутри учительской профессии, которые делают систему непрерывного педагогического образования востребованной.
ОЖИДАЕИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВОЗМОЖНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНДИТВИДУАЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДУСТРИАЛНЫЙ, ПОТОЧНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ Стратегия выживания: Экстенсивный способ подготовки кадров; Подъем заработной платы; Увеличение социальных льгот….. Стратегия преодоления: Учителя заменяет ансамбль; Создание избыточно насыщенной образовательной среды ОУ; «Открытие»….. педагогического коллектива; «Доводка» учителей. Стратегия развития: Институциональная реформа….. ! Возможные стратегии реформы педагогического образования Высшая школа экономики, Москва, 2013
Основной тезис реформы (что мы предлагаем): В настоящее время речь должна идти не о реформировании педагогических вузов, а об институциональной реформе педагогического образования в единой связке с учительской профессией. Реформа должна обеспечить приход в школу («вход» в вуз) и удержание в ней талантливых, мотивированных («выход» из вуза, «вход» в профессию), компетентных людей (новые модели подготовки). Высшая школа экономики, Москва, 2013
Основные задачи государственной политики в области реформирования педагогического образования На входе: Разработка и проведение ежегодного мониторинга потребностей региональных и муниципальных систем образования в педагогических и управленческих кадрах в сфере общего образования. Возрождение системы эффективной педагогической профессиональной ориентации в школах, улавливающей учащихся с задатками и интересами к профессии учителя. Создание нормативных возможностей введения дополнительных вступительных испытаний для поступления в вузы на педагогические образовательные программы. Высшая школа экономики, Москва, 2013
Основные задачи государственной политики в области реформирования педагогического образования В период подготовки: Переход к новому конкурентному механизму определения контрольных цифр приема на педагогические специальности (отдельно для педагогического бакалавриата, программ ускоренной подготовки и магистратуры) с усилением ответственности регионов. Разработка моделей гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников, включая новые формы практики, механизмы сетевого взаимодействия колледжей, организаций высшего и дополнительного профессионального образования. Высшая школа экономики, Москва, 2013
В период подготовки: Разработка моделей получения будущими педагогами практических компетенций, в том числе через педагогическую интернатуру, стажировки, практики. Разработка программ по освоению дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной педагогической квалификации или в период педагогической деятельности (управленческое звено системы образования, педагоги-психологи, социальные педагоги и т.д.). Основные задачи государственной политики в области реформирования педагогического образования Высшая школа экономики, Москва, 2013
В период подготовки: Создание в ведущих университетах программ ускоренного получения квалификации учителя-предметника студентами непедагогических специальностей Проведение на базе ведущих российских вузов, Российской академии наук (а также ведущих международных центров педагогического образования) программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, ведущих подготовку по педагогическим специальностям. Основные задачи государственной политики в области реформирования педагогического образования Высшая школа экономики, Москва, 2013
На выходе: Доработка профессионального стандарта «Учитель» с учетом возможного использования при проектировании образовательных программ, при проведении аттестации и для отражения в нем возможных вариантов педагогической карьеры в сфере общего образования. Разработка квалификационных испытаний (сертификации квалификации) для кандидатов на работу в сфере общего образования, а также для использования при аттестации. Апробация и распространение моделей квалификационных испытаний в регионах. Основные задачи государственной политики в области реформирования педагогического образования Высшая школа экономики, Москва, 2013
На выходе: Разработка и широкое общественно-профессиональное обсуждение Положения о карьере учителя, в котором будут обозначены уровни педагогического образования, необходимого для каждой ступени развития карьеры. Разработка моделей организационного и финансового взаимодействия организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций общего и дополнительного профессионального образования для организации подготовки и переподготовки педагогических работников для сферы общего образования. Основные задачи государственной политики в области реформирования педагогического образования Высшая школа экономики, Москва, 2013
Первоочередное: Разработка моделей организационного и финансового взаимодействия организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций общего и дополнительного профессионального образования для организации подготовки и переподготовки педагогических работников для сферы общего образования. Проведение конкурса на выполнение функций пилотных площадок для отработки новых моделей и технологий педагогического образования на 2014 – 2018 гг. Основные задачи государственной политики в области реформирования педагогического образования Высшая школа экономики, Москва, 2013