Конкурс педагогических достижений как инструмент управления профессиональным развитием педагога Выполнила : Желнова О. Д. Руководитель : Пискунова Е. В. д. п. н..
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА 1.1. Феномен «профессионального развития»: междисциплинарный подход Специфика профессионального развития педагогов Управление профессиональным развитием педагога. ГЛАВА 2. КОНКУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА 2.1. Сущностные характеристики профессиональных конкурсов Анализ положений о конкурсах педагогических достижений Инструментальные возможности конкурсов педагогических достижений для профессионального развития педагогов ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель работы Выявить управленческие возможности «инструментального» использования конкурсов педагогических достижений в профессиональном развитии педагогов. Объект Управление профессиональным развитием педагога. Предмет Конкурс педагогических достижений как инструмент управления профессиональным развитием.
Задача Обобщить теоретические подходы и обосновать выбор понятия «профессиональное развитие». Вывод 1.Трактовки понятия схожи, дополняют друг друга. 2.Профессиональное развитие – непрерывный процесс, ведущий к личностным изменениям и формированию профессиональных качеств.
Задача Охарактеризовать особенности профессионального развития педагогов; управления профессиональным развитием педагогов. Вывод 1.Профессиональное развитие педагогов – непрерывный процесс, ведущий к личностным изменениям и формированию профессиональных компетенций. 2.Управление профессиональным развитием –целенаправленное регулирование деятельности с целью наиболее полного и эффективного использования потенциала работников. 3.Направления управленческой деятельности: планово- организационное, методическое, информационное, диагностическое, контролирующее, координирующее, стимулирующее и др.
Задача Сформулировать понятие «конкурса», изучить особенности конкурсов педагогических достижений как фактора, влияющего на профессиональное развитие педагогов. Вывод 1.Конкурс – процесс определения самого лучшего в соответствии с установленными правилами. 2.Конкурс педагогических достижений – это один из способов повышения профессионального мастерства. 3.Конкурс педагогического мастерства – один из эффективных инструментов мониторинга. 4.Функции конкурсов педагогического мастерства (планирование, мотивация, организация, контроль) как неотъемлемая часть профессионального развития педагогов.
Задачи Изучить особенности конкурсов педагогических достижений на современном этапе. Провести анализ нормативной базы, как условия организации конкурсов и рассмотреть эволюцию целей конкурсного движения. Вывод 1.Расширение диапазона и номинаций конкурсов. 2.Положения о конкурсах: цели, задачи, перечень учредителей, организаторов, участников, организация и проведение, порядок проведения экспертизы и подведение итогов, критерии оценивания, требования к предъявляемым работам. 3.Требования к компетенциям педагога изменились, а цели и задачи конкурсов остались прежними.
Задача Выполнить анализ существующей практики конкурсов педагогических достижений и проанализировать опыт сопровождения участников конкурсов педагогического мастерства. Вывод 1.Нет системы сопровождения конкурсантов, существуют отдельные мероприятия по научно-методическому сопровождению. 2.Задачи современных конкурсов не отвечают запросам системы образования относительно диссеминации опыта победителей.
Задача Обосновать целесообразность развития опыта конкурсов как средства профессионального развития учителя. Вывод 1.Конкурсы – стимулируют педагогическое творчество. 2.Позволяет включиться в инновационную деятельность. 3.Способствуют активному педагогическому общению. 4.Актуализируют затруднения, испытываемые в собственной практике. 5.Конкурс как средство профессионального развития, а не как инструмент управления развитием.
В диссертационной работе планируется: Разработать модельную схему организации сопровождения участников конкурсов на всех этапах (доконкурсное, конкурсное и послеконкурсное). Изучить отношение учительства и управленческого звена системы образования к конкурсному движению. Выявить основные мотивы и стимулы, способствующие включению педагогов в конкурсное движение. Определить барьеры успешного участия педагогов в профессиональных конкурсах. Изучить механизм осуществления грантовой поддержки учителей на примере опыта США.
Гипотеза «Конкурс» может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога при условиях: 1 - сформированной модели сопровождения конкурсантов на всех этапах конкурса (доконкурсное, конкурсное, послеконкурсное); 2 - наличии контрактной составляющей по результатам конкурса.