Оценка образовательных программ. Проекты моделей профессионально-общественной аккредитации и единого экзамена для бакалавров. С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Комиссия АВВЭМ,
Аккредитация в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» С точки зрения государства С точки зрения общества Государственная аккредитация образовательной деятельности Аккредитационный орган – орган исполнительной власти (федеральный или субъекта РФ) Ст. 92 (п.2) …подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях… Общественная аккредитация образовательной организации Аккредитующая общественная организация – российская, иностранная, международная Ст. 96 (п.1-2) … признание уровня деятельности организации… соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Профессионально- общественная аккредитация образовательных программ Работодатели, их объединения, уполномоченные ими общественные организации Ст. 96 (п.4-6) … признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации… отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Соотношение видов аккредитации по содержанию Государственная аккредитация Общественная аккредитация Профессионально- общественная аккредитация Аккредитационные нормы деятельности Собственные требования и и образовательные результаты Требования рынка труда к подготовке выпускников Требования ФГОС (образователь ных стандартов) Требования профессиона льных стандартов
Важные замечания В некоторой части оцениваемых параметров требования всех видов аккредитации имеют пересечения - значит, аккредитационные процедуры разных видов аккредитации могут и даже должны быть взаимоучитываемы. Российские национальные стандартизационная и сертификационная рамки только складываются, профессиональные стандарты, объединения работодателей во многих профессиональных полях отсутствуют, а те, которые существуют, не видят оценку образовательных программ своей деятельностью, не имеют инструментов и процедур для ее осуществления - задача нахождения (создания) уполномоченных для проведения профессионально-общественной аккредитации организаций (условия: признание профессиональными объединениями и организациями работодателей, достаточные ресурсы и опыт в разработке и согласовании нормативных требований к оценке качества образовательных программ, разработке процедур для их оценивания. Минимизация оценочных процедур для образовательных организаций: чем меньше таких процедур и чем непротиворечивее их требования, тем лучше для качества образовательного процесса и его результатов. Разные виды аккредитаций для обеспечения единства требований могут использовать общий пул сертифицированных экспертов–оценщиков и/или сертифицированных разработчиков измерительных материалов, общие фонды сертифицированных измерительных материалов Проводить сертификацию как разработчиков, так и самих инструментов измерения(измерительных материалов) должны сертификационные центры, рекомендованные проводящими аккредитацию организациями.
Модель профессионально-общественной аккредитации Работодатели, их объединения Уполномоченные ими организации (например, АВВЭМ) КТО? Выявление соответствия образовательной программы требованиям и ожиданиям работодателей, рынка труда, профессиональным стандартам (если есть) Задачи? Качество подготовки - Анализ документов и материалов самообследвоания Уровень подготовки выпускников – Сертификация по требованиям профессиональных стандартов Возможные процедуры
Критерии и требования Соответствие целей образовательной программы задачам развития профессиональной области Участие работодателей в разработке образовательных стандартов ЧТО СМОТРИМ?Документы, подтверждающие анализ задач и участие работодателей на промежуточных стадиях подготовки (материалы опросов, согласованные документы и т.п.) Разработка профилей подготовки под заказ или по согласованию с работодателями, в соответствии с профессиональными стандартами ЧТО СМОТРИМ? Наличие дополнительных проф.компетенций профиля, согласованных с работодателями Стратегия и цели образовательной программы
Критерии и требования Наличие базовых кафедр ведущих работодателей Наличие в ППС практиков с большим опытом работы ЧТО СМОТРИМ? Договора, процент от общего числа преподавателей, занятых в реализации ОП Наличие учебных дисциплин (в строенных в учебный план или факультативных) разработанных с участием работодателей, реализуемых работодателями (конкретными компаниями, мастерами и т.п.) ЧТО СМОТРИМ? Дисциплины по soft skills, Матрицы соответствия структуры учебного плана и формирования профессиональных компетенций Наличие в структуре учебного плана дисциплин, предполагающих формирование компетенций для получения профессиональных сертификатов ЧТО СМОТРИМ? Процент таких дисциплин от общего числа дисциплин по выбору (дисциплин профессионального цикла) Организация и обеспечение (условия реализации) образовательного процесса
Критерии и требования (продолжение) Соруководство представителей работодателей курсовыми, ВКР ЧТО СМОТРИМ? Наличие таких форм работы, Обязательный анализ итогов используемых форм участия с точки зрения эффективности ОП НИРС и проекты по заказу работодателей ЧТО СМОТРИМ? Темы, процент таких НИРС и проектов от общего числа выполняемых студентами научно- исследовательских и проектных работ Наличие различных форм вовлечения студентов в профессиональную деятельность в рамках учебного процесса ЧТО СМОТРИМ? Бизнес-инкубаторы, центры карьеры, проектные группы, малые предприятия и т.п. Организация и обеспечение (условия реализации) образовательного процесса
Критерии и требования (продолжение) Организация практики студентов ЧТО СМОТРИМ? Наличие партнеров образовательной организации – крупных работодателей для проведения практик, Отражение в программах практики в виде запланированных результатов формирования профессиональных компетенций, включенных в профессиональные стандарты; Участие работодателей в разработке программ практик (документы) отчеты по практикам, вариант: наличие приглашений на работу по итогам практики Образовательные технологии, адекватные формированию значимых профессиональных компетенций ЧТО СМОТРИМ? Отражение в документах связи используемых образовательных технологий с процессом формирования профессиональных компетенций; Использование анализа кейсов, проектные формы работы и др. активные формы (мастер-классы, практические занятия, деловые игры и проч.) Организация и обеспечение (условия реализации) образовательного процесса
Критерии и требования Наличие в планируемых образовательных результатах ОП профессиональных компетенций, согласованных и одобряемых профессиональным сообществом/работодателями ЧТО СМОТРИМ? Вариант: Предложение ГУУ по определению % состава компетенций в части охвата разных профилей профессиональной деятельности Наличие измерительных материалов/инструментов и процедур для оценки профессиональных компетенций(отраженных в профессиональных стандартах), привлечение к их разработке работодателей ЧТО СМОТРИМ? Материалы по сопряжению фонда измерительныхматериалов и профессиональных компетенций Указание на формы привлечения Образовательные результаты (системные и профессиональные компетенции)
Критерии и требования (продолжение) Участие работодателей в различных формах аттестации ЧТО СМОТРИМ? Наличие таких форм работы, Обязательный анализ итогов используемых форм участия с точки зрения эффективности ОП Участие студентов в конкурсах профессиональных компетенций (профессионального мастерства) ЧТО СМОТРИМ? Количество мероприятий, в которых приняли участие студенты, количество студентов, задействованных в них, их результаты Наличие у студентов/выпускников сертификатов по отдельным видам требований профессиональных стандартов ЧТО СМОТРИМ? Наличие сертификатов, процент имеющих сертификаты выпускников от общего числа, какие профессиональные квалификации подтверждают Образовательные результаты
Критерии и требования Трудоустройство выпускников ЧТО СМОТРИМ? Процент трудоустроенных, среднее время трудоустройства (в динамике) Удовлетворенность работодателей выпускниками, работающими у них ЧТО СМОТРИМ? Регулярные опросы работодателей, меры, принимаемые по их итогам Востребованность выпускников
Почему предлагается единая модель? Очень неоднородный рынок труда Очень неравнозначные требования работодателей к качеству подготовки выпускников Специфика конкретной производственной области может быть отражена в рамках предлагаемой модели При сильном разбросе требований и процедур вузы(университеты) с большим числом направлений подготовки рухнут под бременем аккредитаций
Пример общественной аккредитации с т.зр. образовательного сообщества (на примере АВВЭМ) Общественные организации (например, АВВЭМ, АИОР, АЮР, EFMD) КТО? Выявление соответствия образовательной программы требованиям качества Рейтинг качественных образовательных программ по направлениям подготовки (научно-профессиональным областям) Задачи? Анализ деятельности- Анализ документов и материалов самообследования Уровень подготовки выпускников – Единый экзамен для бакалавров (для магистров – защиты ВКР) Возможные процедуры
Пример общественной аккредитации с т.зр. образовательного сообщества Критерии и требования соответствие запланированных целей и достигнутых результатов, современность, инновационность используемых подходов, адекватность управленческих мер по совершенствованию качества ОП, прогресса или регресса ОП в течение периода аккредитации; проводятся собственные оценочные процедуры (например, экспертные визиты, независимая оценка результатов образования «в выпускнике/студенте») В части собственных требований
ВАЖНО! Разные формы аккредитации не должны дублировать друг друга Отдельные процедуры экспертизы и оценки должны касаться только специфических требований При наличии противоречивых требований – согласование позиций
Единый экзамен для бакалавров: возможные и желательные задачи Отсев некачественных образовательных программ Срезовое измерение При условии установления общепризнанного порогового значения измерений (минимума обязательных образовательных результатов) Отбор и рейтинг лучших образовательных программ Срезовое измерение, часть обязательной ИА При условии наличия многоуровневости измерения, учета не только порогового значения, но и шкалы измерений Определение индивидуальных достижений выпускника Индивидуальное измерение При условии хорошей структурированности
Единый экзамен для бакалавров: возможные задачи Выявление способности продолжать обучение (например, в магистратуре) Индивидуальное измерение При условии измерения не прогностических, а достигнутых результатов; как доказательство освоения ФГОС; при условии наличия шкалы измерения. Использование как единственного критерия поступления в магистратуру очень нежелательно, т.к. не учитывает разнообразие магистерских программ Определение способности к успешному вступлению в профессиональную деятельность Индивидуальное измерение Прогностический характер; при учете требований профессиональной деятельности (и возможности выявления инварианта таких требований – что сложно); в противном случае экзамен перестает быть единым
Модель ЕЭБ для экономического образования Проверка компетентностного ядра (общих, системных компетенций) и их составляющих, включая базовые предметные знания и умения (для экономических направлений – в рамках дисциплинам «микроэкономика», «макроэкономика», «статистика», «финансы», «бухучет», «эконометрика») Содержание Междисциплинарный (возможно, в залоге PISA-подобных заданий на решение проблем), Уровневый (определено пороговое значение и задана уровневая шкала; подобный GRE) Характер Часть ИГА (возможно, междисциплинарного государственного экзамена) или ее дополнение (добровольно для вуза) Процедура Разрабатываются сертифицированными независимыми для конкретного вуза разработчиками, проходят обязательную сертификацию одобренных аккредитующей организацией сертификационных центров Измерительные инструменты Обязательно: в момент проведения аккредитации Добровольно: ежегодно Регулярность На первом этапе – возможна проверка только предметных компетенций, по мере разработки качественных измерителей – переход к компетентностной модели Возможен общий банк сертифицированных измерительных инструментов материалов
Уровневый характер измерения результатов в ЕЭБ Только при наличии общепризнанного порогового значения качества образовательных результатов ЕЭБ может выполнять функцию критерия для отсева «некачественных» программ Только при наличии шкалы с определением разных уровней образовательных результатов (выше порогового значения) ЕЭБ сможет служить критерием рейтингования образовательных программ, инструментом отбора в магистратуру
Сертификационные центры Разрабатывают измерительные процедуры, инструменты и материалы Сертифицируют измерительные инструменты и материалы Сертифицируют разработчиков измерительных материалов Сотрудничают с центрами профессиональных квалификаций Накапливают фонды сертифицированных материалов для использования в процедурах аккредитации
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ В подготовке модели использованы предложения НИУ ВШЭ, Финансового университета, СПбГЭУ, ГУУ