Тема доклада: « Проект федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: прогресс или регресс?» Артемьева И.В., НИУ – Высшая школа экономики
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, проект от г., размещенный на официальном сайте Министерства образования и науки
Новый федеральный государственный образовательный Стандарт В основе целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» модели развития российского образования к «опережающей», предполагающей отказ от прямого копирования западных моделей образования. требования к структуре основных образовательных программ (структура основной образовательной программы содержит обязательную часть и часть, формируемую самими участниками образовательного процесса). требования к условиям реализации основных образовательных программ (финансовым, аттестационным, материально-техническим, психолого-педагогическим, учебно-методическим и информационно- методическим). требования к результатам освоения основных образовательных программ (личностным результатам, предметным результатам, метапредметным результатам).
Сравнительная характеристика принципов построения советской и современной школы Советская общеобразовательная школа: 1. Общедоступность (массовость), 2. Государственный характер, 3. Всесторонность, 4. Духовность, 5. Народность (патриотизм), 6. Коллективизм, 7. Гуманизм 1. Индивидуальные для каждого обучающегося «программы обучения», формируемые в целях подготовки для поступления в ВУЗ; 2. Сокращенное количество общеобразовательных предметов; 3. Выбор учащимися разноплановых предметов для изучения; 4. Возникновение различного комплекса знаний по окончанию школы. Современная школа:
Школа в США Школа в РФ 1. Школы в США бывают: академические, узкопрофильные (профессиональные) и многопрофильные В начале 9 класса ученик проходит тестирование, по итогам которого определяется его коэффициент умственного развития и целесообразность обучения в академической школе, преподавание в которой ориентировано на поступление ученика в вуз. 2. В Российской Федерации выпускники IX классов обязаны проходить государственную аттестацию в форме единого государственного экзамена в сочетании с устными экзаменами. Цель осуществления государственной аттестации выпускников IX класса выражается в мониторинге качества образовательных услуг, оказываемых средними общеобразовательными учреждениями на основании независимой оценки результатов экзаменов. 3. Система выбора предметов и «набор» обязательных предметов, в который почти повсеместно входят английский, информатика, математика, естественные и социальные наукиначинается с 8-12 классов. 3. Перечень предлагаемых в Стандарте обязательных курсов значительно меньше, а система выбора предметов существует уже на этапе начального общего образования.
Критика концепции Стандартов: 1.Необоснованный отказ от одинакового освоения всех учебных дисциплин, вне зависимости понадобятся ли они в дальнейшем для поступления в ВУЗ или нет. 2. Включены цели, которые, во-первых, практически невозможно достигнуть, а во-вторых оценить. 3. «Индивидуальный проект», развитие инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности «списаны» с системы высшего образования. 4. Стирание граней между воспитанием и обучением, которое должно осуществляться в рамках школы и таких же действий, осуществляемых в семье.
Критика Стандарта с точки зрения правил юридической техники : 1. Несоответствие Конституции Российской Федерации 2. Содержание некорректно сформулированных характеристик (пропагандирующий безопасный и экологически целесообразный образ жизни) 3. Содержание противоречий и коллизий.
Стандарт как компромисс традиционного и заимствованного : 1. Новый Стандарт образования должен быть построен на некоторых принципах именно советской системы. В-первую очередь, это касается принципа общедоступности и единства учебного плана для всех обучающихся. 2. Начиная с этапа среднего (полного) общего образования государством должны финансироваться факультативы, проводимые педагогическим составом школ с целью подготовки к поступлению в ВУЗы. 3. Изменить раздел II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования». 4. В планируемых результатах необходимо оставить двухзвенную структуру: метапредметные и предметные результаты. 5. Обоснованно распределить систему разделения нагрузки в области образования между школой и семьей. 6. Исследовать текст с точки зрения правил юридической техники.