Промежуточный отчет по совместному проекту ГУ ВШЭ и ПФ ГУ ВШЭ Анна Быкова Виктория Голикова Ксения Гончар Марина Коробченко Мария Молодчик
Какие факторы влияют на поведение инновационных лидеров в промышленности не в самой лучшей, но сносной институциональной среде? Насколько устойчиво такое лидерство? Есть ли признаки того, что инновационное лидерство трансформируется в конкурентные преимущества и экономический рост? Какие измеряемые результаты инноваций демонстрируют предприятия? Какова взаимосвязь технологических и управленческих инноваций? Есть ли признаки встраивания инновационных лидеров в глобальные цепочки стоимости? Насколько корпоративный сектор интегрирован в инновационную систему региона? Насколько адекватна инновационная политика региональной власти?
Case studies: Уникальные сведения о предприятии: мотивационные механизмы, качественные сдвиги, стиль управления, история технологического и инновационного поведения, управление проектами экспертные оценки и прогнозы Интеграция обследования промышленности ГУ ВШЭ по стандартизованной анкете (1002 объекта) и неформализованных интервью Бенчмаркинг Контекст: отрасль
Гипотезы: 4 модели инновационного поведения: 1. Ресурсная 2. Предпринимательская 3. Научно-техническая 4. «Глобально-цепочечная»
1.Внутренние факторы важнее внешних, но если нет конкуренции – вероятность инноваций ничтожна 2.Наиболее значимые факторы: Внутренняя инфраструктура инновационной деятельности, активный маркетинг и долгосрочный горизонт планирования 3.Структурные детерминанты: отрасль и размер. Нет ответа на такие вопросы: как, почему, как долго, насколько успешно??
Что обнаружил кейс: передел собственности – не лучшая ситуация для инноваций
Инновационная активность пока вознаграждается недостаточно: экономика и финансы
+ преимущество по ценам (кроме Китая) + среднетехнологическая ниша на рынке; RCA=7% Но: рынок потребителя, избыток производственных мощностей, конкуренция по качеству, замещающие продукты, антидемпинговые процедуры Отставание: масштабы глобальных лидеров на порядки выше Недостаточный технический уровень внутреннего потребления Цель инноваций: издержки, качество, номенклатура (серия лучше), новые свойства, повышение места в цепочке добавленной стоимости (экспорт готовых изделий ) Сравнение цен на фторопласты на Европейском рынке Конкурентный бенчмаркинг: КЧХК и «Галоген»
Темпы роста выручки, выработки и рентабельность: неустойчивая «середина».
Источник: результаты опроса ГУ- ВШЭ и Всемирного Банка, 2006 г. Производительность труда в 2004 г., ВДС на 1-го занятого, тыс. руб. на человека в год
Чрезвычайно низкие инвестиции на фоне существенного отставания от отрасли по технологической структуре основного оборудования
–Управленческие технологии –Техническая оснащенность труда менеджеров –Управление проектами
. Организационные инновации на предприятиях химической промышленности Примечание: кружочком отмечены меры, принимаемые Галогеном
Управленческие технологии на предприятиях химической промышленности
Самооценка респондентами уровня конкурентоспособности относительно зарубежных компаний-лидеров рынка, (в % от выборки химических предприятий)
Оригинальные разработки Контракты с внешними исполнителями Совместные разработки и внедрение Обучение кадров Новые продукты Усовершенствован ие cash cow Модернизация оборудования Затраты на обучение 1 занятого, тыс.руб Затраты на НИОКР (в % от числа респондентов)
Значительное опережение отрасли по инновационной активности Отрасль Галоген
Основные стимулы: глобальная конкуренция, давление рынка Базовые условия: среднетехнологчное предприятие с высокой унаследованной из прошлого технической культурой и высокой обучаемостью Управленческие и организационные инновации - значительно лучше, чем в отрасли Монопольное положение на внутреннем рынке никак не влияет на инновационное поведение Риски: слишком сильная конкуренция; отраслевая наука так и не поднялась, а полностью заместить не удалось; низкая экономика масштабов; неопределенность последствий интеграции в холдинг