1 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ Г. МОСКВЫ Александрова Е. С.
2 ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Социология изучает рынки, но игнорирует ценообразование - ключевой рыночный процесс. Почему? 1. Ценообразование экономически обусловлено 2. Ценообразованием успешно занимается экономика
3 ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Социология игнорирует ценообразование Ценообразование социологический предмет 1. Ценообразование- экономически обусловленный процесс 2. Ценообразованием успешно занимается экономика 1. Ценообразование тесно связано с порядками социальной жизни 2. Экономику мало интересуют социальные факторы, значит ее объяснение ценообразования неполно
4 Главная задача работы Рассмотреть ценообразование с учетом социальных детерминант цены и поведенческих практик рыночных агентов
5 Главная гипотеза исследования Ценообразование социально укоренено (испытывает влияние социальных представлений и социальных взаимоотношений рыночных агентов)
6 Неформальные практики в медицине: почему удобный пример? Как устанавливается цена - неочевидно Амбивалентность отношений врач пациент увеличивает вероятность проявления социальных детерминант цены Высокая степень свободы ценового поведения врача
7 Содержание
8 Программа исследования: краткий обзор. Ценообразование в медицинской ситуации: специфика Структура цены и принципы ценоустановителя: по итогам интервью с бюджетными стоматологами. Характеристики пациента и ценовое поведение врача: наблюдается ли связь? Социальная укоренность цены: выводы.
9 Программа эмпирического исследования: краткий обзор
10 Выявить принципы, руководствуясь которыми врачи-стоматологи определяют размер неформального платежа для каждого пациента. Цель исследования
11 Объект исследования 9 стоматологов-терапевтов, женщины, возраст от 34 до 52 лет. кто ? Москва, государственные стоматологические поликлиники где ?
12 Как отбирались респонденты? Неформальные платежи – регулярно, стабильный источник дохода (больше 3х «неформальных» пациентов в нед.) критери й ? Знакомые автора Метод снежного кома метод ?
13 Способы сбора информации Глубинные неструктурированные интервью (9 врачей) Формализованные дневники самонаблюдения (3 врача) Обсуждение статистических результатов анализа дневников самонаблюдения (3 врача)
14 Ценообразование в медицинской ситуации: специфика
15 Специфика мед.услуги как объекта рыночной сделки Доверительное благо (врач может влиять на объем спроса за счет ассиметрии информации) Невещественный характер Затруднения с оценками качества услуги Эффект оценки качества через цену Низкая ценовая эластичность спроса
16 Специфика положения врача как представителя проф.сообщества Экспертная власть врача и его доминирующее положение во взаимодействии с пациентом Врач может вести себя как монополист с пациентами, которые выбрали его Врач должен считаться не только с правилами рынка, но и с нормами профессионального сообщества
17 Структура цены и принципы ценоустановителя: по итогам интервью с бюджетными стоматологами.
18 Структура цены ЦЕНОВАЯ ОБОЛОЧКА Постоянный слой Переменный слой ЯДРО
19 Затраты на материалы Отчисления ассистенту Рента (денежные отчисления в пользу руководства) Ядро цены (стабильно, слабо зависит от продавца)
20 Постоянный слой ценовой оболочки (нормы, опыт, потребности) Врач должен зарабатывать…рублей. У врача должна быть достойная заработная плата Я столько учился… Я должен поддерживать квалификацию Врач должен иметь Кто ко мне пойдет, если я низко себя оценю У нас все получают немного… У меня не монополия У меня и так достаточно\недостаточно пациентов Государство не ценит здоровье своих граждан Цена должна быть справедливой: я знаю, кто ко мне приходит У меня здесь не дворец Мои коллеги относятся к неформальным платежам … Я должен\не должен считаться с неформальными ценами свои коллег Я могу\ не могу скрыть свои цены от коллег
21 Переменный слой ценовой оболочки (ситуация, потребность момента) Границы платежеспособности типичного пациента Характеристики пациента
22 Характеристики пациента и ценовое поведение врача: наблюдается ли связь?
23 Проявили себя как значимые на ценовом распределении для 139 пациентов (критерий Краскала-Уоллиса, коэф. корр. Кендалла): Пол ( для женщин выше ) Номер посещения ( для первичных выше ) Способ попадания ( есть разница ) Платежеспособность ( чем выше, тем выше цена )
24 Методологический комментарий Интерпретации социолога и объяснения рыночных агентов расходятся (Либо по Бурдье - экономический капитал все время вуалируется. Либо мы как социологи ошибаемся) Неформальные практики отличаются от рыночного ценообразования
25 Социальная укорененность цены: выводы.
26 Зависит ли цена от социальных отношений на рынке? Цена социально укоренена: врач узнает о рыночных ценах через социальную сеть и вынужден считаться с ценами коллег
27 Зависит ли цена от социальных отношений врача и пациента? Субъективистски (акцент на смыслах ценоустановителей) Объективистски (взгляд со стороны, как на социальный факт) Рыночные и социальные детерминанты ценообразования рядоположены Цена социально укоренена
28 Заключение Гипотеза имеет основания, но требует дальнейшего исследования Социальные детерминанты ценообразования нужно изучать
29 КОНЕЦ Александрова Е. С.