ТЕМА 7A. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ Предупреждение: лекция будет прочитана только в том случае, если останется время. В ином случае она представляется для справки 1.Влияние асимметрии информации на возможности и методы ценовой дискриминации 2.Предотвращение арбитража: меню тарифов, снижение качества (версификация).
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ Первой степени Второй степени Третьей степени Главные проблемы: -предотвратить арбитраж -идентифицировать группы покупателей -обе актуальны при ценовой дискриминации второй и третьей степени Асимметрия информации о типе покупателя (асимметрия информации ex ante, создающая проблему «неблагоприятного отбора») Сканирующие контракты [в отличие от «сигналов»]
СКАНИРУЮЩИЕ КОНТРАКТЫ: ПРИМЕР
СКАНИРУЮЩИЕ КОНТРАКТЫ – ПРИМЕР 3
СКАНИРУЮЩИЕ КОНТРАКТЫ ДЛЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ Намеренное ухудшение продукта (версификация). Зачем ухудшать программные продукты, если это не экономит затраты (Консультант+ )? Тарифы на авиаперевозки? Производство «товаров для бедных» и «товаров для богатых» может сопровождаться не меньшими, а большими затратами Пакетирование продуктов (продажи «в нагрузку»). См. Кабраль, гл Пределы ценовой дискриминации: Ценовая дискриминация требует дополнительных затрат Как явных (ухудшение продукта), так и неявных (в рамках меню контрактов потери покупателей с меньшей готовностью платить)
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ «Скидки за лояльность» Скидки за объем Скидки, обусловленные условиями продвижения продукции Подходы США и Европейского Союза (исключение и ущемление интересов) Распределение бремени доказательств: обязанность по доказыванию ограничений конкуренции возлагается на заявителя
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 1.Воздействие на прибыль и благосостояние положительно (неотрицательно) 2.Однако вывод (1) безоговорочно верен только в условиях полной информации. Неполнота информации создаёт необходимость разработки сканирующих контрактов [контракты «второго наилучшего»]. 3.Сканирующие контракты могут использовать разные механизмы (манипулируя ценой, качеством, составом набора) 4.Ценовая дискриминация может воздействовать не только непосредственно на покупателей, но и на структуру рынка, и на конкуренцию…[Антимонопольное законодательство: нужно сопоставлять выигрыши и потери]