ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее развитие в психологии межгрупповых отношений. Личностная идентичность - осознание человеком себя самого как независимого и отдельного существа.
Идентификация – процесс и результат эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом или идеалом. Идентификация – процесс и результат эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом или идеалом. Эриксон: чувство идентичности - «ощущение тождества и целостности» Эриксон: чувство идентичности - «ощущение тождества и целостности»
Г. М. Андреева: «проблема социальной идентичности становится, по существу, проблемой межгрупповых отношений. Идентичность - инструмент социальной ориентации личности Г. М. Андреева: «проблема социальной идентичности становится, по существу, проблемой межгрупповых отношений. Идентичность - инструмент социальной ориентации личности Построение личностью не просто своего собственного образа, но и образа группы, к которой она принадлежит или не принадлежит. Построение личностью не просто своего собственного образа, но и образа группы, к которой она принадлежит или не принадлежит. Идентичность личности может сформироваться только в межгрупповом взаимодействии» Идентичность личности может сформироваться только в межгрупповом взаимодействии»
М. Шериф - конфликт интересов за реальные преимущества М. Шериф - конфликт интересов за реальные преимущества Классическая теория социальной идентичности А. Тэшфела и Классическая теория социальной идентичности А. Тэшфела и Дж. Тернера Дж. Тернера А. Тэшфел ввел Понятие социальной категоризации А. Тэшфел ввел Понятие социальной категоризации
Межличностные отношения, полностью определяемые индивидуальными полностью определяемые индивидуальными характеристиками участников взаимодействия характеристиками участников взаимодействия Межгрупповые отношения между представителями между представителями конкретных и ясно конкретных и ясно различимых групп, полностью обусловленные фактом их группового членства различимых групп, полностью обусловленные фактом их группового членства
Идентичность личностная самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт социальная в терминах субъективной принадлежности к различным социальным категориям (полу, этносу, профессиональной группе и т.п.)
? ситуация социальной нестабильности ? «я» зависит от контекста ? позитивная социальная идентичность ? стратегии, направленные на сохранение или достижение позитивной социальной идентичности ? выбор партнера по взаимодействию ? Тэшфел: существуют различия между категориями, к которым индивид «приписан» и к которым он принадлежит, а два понятия представляют собой «...начало и конец длительного социально-психологического процесса». Это предположение не получило развития в его концепции.
С социологической точки зрения социальная идентичность формируется и поддерживается посредством ряда механизмов: С социологической точки зрения социальная идентичность формируется и поддерживается посредством ряда механизмов: взаимодействия со значимыми другими (Г. Стоун, С. Макколл, Г. Салливан) взаимодействия со значимыми другими (Г. Стоун, С. Макколл, Г. Салливан) презентации; презентации; подтверждения и валидизации концепции «Я» (А. Тэшфел, И. Гофман); подтверждения и валидизации концепции «Я» (А. Тэшфел, И. Гофман); межгруппового сравнения (Дж. Тернер, М. Хог, Р. Браун). межгруппового сравнения (Дж. Тернер, М. Хог, Р. Браун).
Базовые функции социальной идентичности: принадлежность группе и создание чувства защищенности (основанного на ожиданиях взаимной поддержки); принадлежность группе и создание чувства защищенности (основанного на ожиданиях взаимной поддержки); самореализация и влияние на группу; самореализация и влияние на группу; формирование устойчивых и относительно предсказуемых социальных взаимосвязей. формирование устойчивых и относительно предсказуемых социальных взаимосвязей.
кризисная идентичность кризисная идентичность Самореферентность - это тождество со своей личностью, производимое индивидом; умозаключение, основанное на сходстве существенных черт собственного «Я» и сравниваемых явлений, например, поступков других в отношении меня и собственных действий. Самореферентность - это тождество со своей личностью, производимое индивидом; умозаключение, основанное на сходстве существенных черт собственного «Я» и сравниваемых явлений, например, поступков других в отношении меня и собственных действий.
Источники кризиса идентичности: 1. кризис самореферентности 2. утрата существующими «референтными группами» своей социальной значимости 3. нарушение связей индивида с первичной группой, при которых группа не выполняет своей социализирующей функции
В самом общем виде можно обозначить три рода негативных последствий от нарушения связей с первичной группой: эмоциональная депривация эмоциональная депривация репрессия инициативности репрессия инициативности культурная депривация культурная депривация
четвертым признаком и одновременно источником кризиса идентичности является нарушение принципов типизирующего понимания, нарушение единства и природы интерпретативных схем четвертым признаком и одновременно источником кризиса идентичности является нарушение принципов типизирующего понимания, нарушение единства и природы интерпретативных схем фактор, сопутствующий кризису идентичности, является нарушение целостности образа мира, утрата биографии (утрата достижений) и разрушение перспективных жизненных планов фактор, сопутствующий кризису идентичности, является нарушение целостности образа мира, утрата биографии (утрата достижений) и разрушение перспективных жизненных планов
Множественная идентичность одна из центральных идей в концепциях социальной идентичности. Множественная идентичность одна из центральных идей в концепциях социальной идентичности. Социальное «Я» рассматривается как набор социальных ролей, связанных с многообразием личностных установок, ситуативных актуализаций идентичностей Социальное «Я» рассматривается как набор социальных ролей, связанных с многообразием личностных установок, ситуативных актуализаций идентичностей