Эффективная квази-коррупция в условиях действия Федерального закона 94-ФЗ Иванов А.Е. 08 апреля 2010 г.
Квази-коррупционное поведение Principal Agent BenevolentNon-benevolent Benevolent Non-benevolent Корыстный принципал Неэффективное регулирование Коррупция (вертикальный сговор) Ограниченная рациональность (как эвфемизм)
Упрощенная схема системы регулирования размещения государственного и заказа в Российской Федерации Политическое руководство Законодатель Региональные органы КЭР, КФК Формулирует политику МЭР, ФАС Назначает Координируют Контролируют Разрабатывает законы Государственные заказчики Поставщики Координируют Контролируют
Исключительно низкий ценовой порог Отход от принципа квалифицированного поставщика Запрещение процедур ограниченного доступа Введение аукциона продавца Сокращение распорядительной власти Заказчика Введение единого закона о закупках для всех уровней власти Наделение ФАС контрольными полномочиями Введение эмбарго на заключение контракта Укрепление институтов Исключение двухступенчатых процедур Сокращение возможностей для трансферта Восемь антикоррупционных ударов Федерального закона 94-ФЗ
I.Проблема пороговых значений EUR 2500 c [Указание ЦБ РФ 1843-У] CPI
По состоянию на за счет бюджетных ассигнований 2010 года было произведено закупок на сумму ,4 млн. рублей Сокращение бюджетных расходов за счет проведения процедур размещения государственного заказа Санкт-Петербурга на – 6 298,5 млн.рублей
Квантили, квартили и прочие децили 98,73% объема государственного заказа размещается в соответствии со специальными процедурами Ограничиваются ресурсы для контроля крупных заказов Нарушается принцип централизации
Эффективная коррупция спешит на помощь? Установить пороговое значение на уровне нижнего кварти- ля или (хотя бы) дециля, чтобы объем государственного заказа, размещаемый путем публичных закупок, составлял 10-25%.
Формализация предмета поставки H 1 Заказчик может формализовать предмет поставки как совокупность конечного числа его характеристик, значения которых изменяются в пределах соответствующих множеств II.Проблема использования аукциона (покупателя) для размещения заказа Аукцион продавца: много покупателей, один продавец, один товар Аукцион покупателя: один покупатель, много продавцов, много товаров «… критерий определения, какие госзакупки нужно проводить через аукционы, а какие нет – очень простой. Если заранее можно определить требования по качеству, то это аукцион. Если нельзя, то – конкурс».
Формализация понятия «предложение поставщика» Предложение поставщика Предмет поставки Условия поставки x = (x 1, x 2, …, x n ) – вектор функциональных характеристик, t – время, за которое товар будет поставлен, p – стоимость поставки товара. единственное тендерное предложение множество «качественных» товаров
Аукцион: механизм очищения рынка S – множество поставщиков «качественных» товаров K – множество поставщиков, готовых участвовать в конкурсе A – множество поставщиков, готовых участвовать в аукционе
Аукцион покупателя – форма приобретения товара, нацеленная на выявление субъекта, поставляющего свой товар с наименьшими издержками. При естественных предположениях, в аукционе покупа- теля побеждает продавец наименее качественного товара. Аукцион покупателя: портрет победителя 1.Эффективность аукциона 2.Трилемма покупателя в условиях демпинга Осуществить трансферт с j – с N (j < N) победителю (N=|A|) Закрыть глаза на снижение качества Разорвать контракт, нести трансакционные издержки 3.Факторы, способствующие сговору поставщиков Запрещение использования конкурсной процедуры при размеще- нии заказа на товары из аукционного Перечня Возможность трансферта проигравшим Публикация протокола допуска к аукциону Рациональность поставщиков
Аукцион покупателя и принцип обязательности «освоения» бюджетных средств «… мы надеемся, что переход от принципа обязательности «освоения» бюджетных средств к принципу поощрения заказчиков, достигших поставленных задач и получивших при этом экономию бюджетных средств, станет средством мотивации заказчиков к экономии».
Упразднить Аукционный перечень и предоставить государственному заказчику право выбирать способ размещения заказа.
III.ФЗ-94: сужение множества способов размещения Аукцион проводится путем снижения начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона» (ст. 37-4). Государственный … контракт заключается … по цене, предложенной победителем аукциона (ст. 38-3). «… Запрос котировок не является конкурент- ной процедурой, и его планируется полностью заменить на короткий (по сроку его проведе- ния) электронный аукцион ориентировочно во второй половине 2011 года». «Закупка инспекционных товаров может осуществляться путем проведения простого открытого аукциона первой цены».
Предлагаемый рецепт ГК РФ: «Договор заключается с лицом, выигравшим торги» (статья 447-1). Государственный (муниципальный) контракт заключается с победителем торгов на условиях, указанных в извещении о проведении конкурса (аукциона) и документации о конкурсе (аукционе) Предоставить государственному заказчику право самосто- ятельно выбирать вид аукциона (английский, голланд- ский, Викри, запрос котировок), рассмотреть вопрос о снятии ограничений на использование запроса котировок
Система государственных закупок Российской Федерации: демонтаж «… В развитии системы госзаказа мы серьезно обогнали и Европу, и Соединенные Штаты Америки ».