2 июня 2011 года 1 Лекция 6. Регулирование ЕМ : сходство и отличие от антимонопольной политики
1. Естественные монополии : результат особенностей технологии или государственной политики ? 2. Тарифное регулирование в отраслях естественных монополий и его неэффективность 3. Проблемы внедрения конкуренции в отраслях естественных монополий Вопросы темы
Естественная монополия : только проблема определения ? « Обычная » монополия приносит потери эффективности. Чем отличаются « естественные » монополии ? Ценовая конкурентоспособность крупной компании повышается благодаря эффекту масштаба Субаддитивность функции издержек. Глобальная и локальная субаддитивность. Субаддитивность не означает, что компании готовы продавать товар / услугу по низким ценам. Выход – тарифное регулирование ? При тарифном регулировании только субаддитивность не обеспечивает устойчивость структуры рынка Что делать государству, когда свойства субаддитивности и устойчивости выполняются ? А если свойство субаддитивности выполняется, а устойчивости нет ? «… Если же естественные монополии понимают уязвимость своей позиции [ то есть вероятный вход конкурентов ], то они [ утверждают ]… чтобы избежать неэффективности, необходимо защитить их от конкуренции. Например, российское правительство всячески противится попыткам строительства частных нефтепроводов …» ( Гуриев С. М.. Мифы экономики, 2006, с.44) Томас Ди Лоренцо « Миф о естественной монополии »
Локальная vs. глобальная субаддитивность
Субаддитивность не означает устойчивости Количество АС D1
2.Тарифное регулирование в отраслях естественных монополий Идея – сохранить монополиста в отрасли для достижения производственной эффективности, но при этом регулировать цены ( тарифы ) для предотвращения потерь аллокативной эффективности Цены на уровне средних издержек (« принцип безубыточности »)
Издержки тарифного регулирования Необходимость « обоснования » тарифов Издержки калькуляции Ведение учета по видам деятельности ( как регулируемым, так и нерегулируемым ) Переменные издержки. Цены ресурсов ? Постоянные издержки. Принципы определения амортизации. Экономические издержки в противоположность бухгалтерским Отдача на капитал как компонент необходимых издержек. Эффект Аверча - Джонсона : избыточные инвестиции в капитал в регулируемых отраслях Необходимость ограничить инвестиционные планы в отраслях естественных монополий Обратим внимание ! Не просто « сложности расчета », а отрицательное воздействие системы регулирования на стимулы принятия решений и эффективность Аналогичные эффекты может иметь запрет на монопольно высокую цену
Структура цены : бухгалтерский и экономический подходы
Неэффективность тарифного регулирования Регулирование цен в условиях асимметричной информации : Неблагоприятный отбор : регулятор не знает фактического уровня цен, что приводит к завышению издержек, на основе которых формируется тариф ; Моральный риск : регулируемый монополист не заинтересован в снижении издержек.
Реформа тарифного регулирования : проблема price-cap Выход ? Оторвать регулируемые тарифы от издержек. Опыт Великобритании (« лучшая практика реформы тарифного регулирования ») Индекс цен [ корзины услуг ] в течение года = RPI [resale price index] - X « Стимулирующее ценообразование »: с точки зрения стимулов воспроизводится конкурентный рынок Проблема 1: Выбор между моделью « издержки плюс » и стимулирующее ценообразование (price-cap) = Выбор между « сильными стимулами » и « изъятием ренты » Проблема 2: как быть с рисками изменения цен ресурсов ?
Регулирование тарифов : пример сочетания « ценового потолка » с учетом колебания издержек ( Великобритания, газ )
3. Проблемы внедрения конкуренции на рынок естественной монополии Либерализация цен для покупателей является конечной целью, но отнюдь не средством ( тем более единственным ) реформы Отделение потенциально конкурентных сегментов от естественно - монопольных – Локализовать потери от неэффективности регулирования ! Какое именно отделение ? Зависит от доступных моделей развития конкуренции Различные модели развития конкуренции ( по отношению к инфраструктуре как естественно - монопольному компоненту ): - конкуренция инфраструктур ( сети связи ); - конкуренция за инфраструктуру ( коммунальное хозяйство ); - конкуренция на одной инфраструктуре ( отрасли с капиталоемкой инфраструктурой – электроэнергетика, газ ). Риски вертикального разделения : вспомним модель « двойной надбавки » Вертикальное разделение ( инфраструктуры и конечных услуг ) или отказ от него ? Факторы выбора : Эффекты масштаба и ассортимента ; Возможности крупных участников ограничивать конкуренцию ; Возможности противодействовать ограничению конкуренции Дополнительные цели реформы ( повышение инвестиционной привлекательности )
Проблемы внедрения конкуренции… Правила использования ключевых мощностей ( в особенности - в случае сохранения вертикально - интегрированной компании ) Проблема координации Тарифное регулирование ? Или нет ? Цена использования мощностей ? По ценам, равным ( средним ) издержкам или выше ? Efficient component pricing rule P = AC + альтернативные издержки инфраструктурной компании Преимущества ECPR. Входит на рынок, только если ( прибыль положительна ): P e – (C e +P w ) = P e – C e – P i +C i = (P e – P i ) + (C i – C e ) Преимущества либо в цене, либо в качестве Но при этом участники оплачивают монопольную прибыль …
Проблемы внедрения конкуренции… Размещение ограниченных ресурсов ( радичастотный спектр ) Административная процедура или аукционы ? Если аукционы, то какие ? Организация финансирования универсальной услуги и обслуживания « льготных категорий » « Обременение лицензий » или специализированный фонд ? Если специализированный фонд, как наполнять ? Распределять ? Полномочия регулирующих органов Отраслевой или антимонопольный орган ? Специализированный орган, независимый от правительства ? Доступ к информации ?
Выводы Квалификация видов деятельности как естественно - монопольных не является раз и навсегда заданной ; может меняться под воздействием изменения технологии, спроса и государственной политики Общее в регулировании и антимонопольной политике – в обоих случаях речь идет о рынках с ограниченными возможностями конкуренции. Однако регулирование основано на инструментах предписывания поведения, в то время как применение АМЗ – на инструментах запретов Тарифное регулирование заведомо сопряжено с неэффективностью … однако одни методы все - таки лучше других, и понимая риски, мы можем их учитывать Внедрение конкуренции на рынки естественных монополий потенциально может принести значительные выигрыши, однако эта политика фактически предполагает создание новой структуры рынка и разработки правил, от которых и зависит успех реформ.