Курсовая работа на тему «Возможности ИКТ в управлении внеучебной деятельностью» Выполнила магистрант Н.В.Рязанова Научный руководитель проф. Н.А.Заиченко 1Возможности ИКТ в управлении внеучебной деятельностью
Предмет, объект, актуальность Принцип развития «Открытая школа» требует применения не только в учебном пространстве, но и во внеучебной деятельности. ИКТ позволяет соединять смыслы и внеучебной работы педагогов и обучающихся и оптимизировать координацию этих деятельностей, то есть управлять процессом. Внеучебная деятельность в школе. Возможности ИКТ в управлении внеучебной деятельностью. АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ
Цели Задачи выявить и обосновать возможности применения ИКТ в управлении внеучебной деятельностью школы. раскрыть сущность и структуру внеучебной деятельности школы, сформулировать рабочее понятие «внеучебной деятельности школы»; проанализировать литературу и нормативно - правовую документацию по проблеме исследования; проанализировать существующую модель управления внеучебной деятельностью школы, в т.ч. средствами ИКТ по источникам открытого доступа (интернет); определить уровень мотивации основных субъектов ИКТ- пространства к использованию ИКТ во внеучебной деятельности; проанализировать основные виды и формы проведения свободного времени современными школьниками; определить возможности ИКТ в управлении внеучебной деятельностью школы. 3
Выводы по 1 главе Федеральными нормативными документами четко определено место и роль внеучебной деятельности; Применение ИКТ во внеучебной деятельности повышает ее эффективность, но требует создания рациональной системы управления; Существуют различные практики использования средств ИКТ, выбор которых зависит от ряда факторов (технологическая и кадровая обеспеченность). 4
Выводы по 2 главе Проведен мониторинг всех субъектов внеучебной деятельности; Педагоги признают необходимость и полезность использования средств ИКТ во внеучебной деятельности, однако не во всех ОУ созданы условия для свободного доступа к средствам ИКТ; Учащиеся отмечают, что они готовы пользоваться средствами ИКТ, однако предпочитают проводить свободное время в социальных сетях, играя в компьютерные игры, слушая музыку, смотря фильмы; Заместители директоров по ВР отмечают, что подходы к организации внеучебной деятельности с появлением средств ИКТ изменились. 5
Возможности ИКТ в управлении внеучебной деятельностью школы Все субъекты образовательного процесса считают необходимым использование средств ИКТ во внеучебной деятельности, признавая, что они дают большие возможности для реализации потенциала учащихся; Школа получила «новых» учеников, а учителя «опаздывают»; Существующая система обучения педагогов по использованию современных средств ИКТ не совершенна и зачастую не успевает за современными средствами ИКТ; Использование новых управленческих технологий на базе ИКТ повышает эффективность управления внеучебной деятельностью. 6
Проблемы использования средств ИКТ Использование средств ИКТ порождает целый ряд проблем: отсутствие какой-либо системы в разработке, накоплении и практическом использовании разрозненных информационных ресурсов. практическая невозможность универсальной подготовки педагогических кадров, способных комплексно использовать преимущества средств ИКТ во внеучебной деятельности. Решение: Формирование элементов управления внеучебной деятельностью средствами ИКТ.
Формирование информационной образовательной среды Наличие информационной образовательной среды: повышает эффективность внеучебной деятельности; дает возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности; позволяет принимать более эффективные управленческие решения; повышает объективность в оценке деятельности учителей и школьников; управление познавательной деятельностью школьников становится эффективнее; быстрый доступ к организационной информации учебного заведения; может экономить материальные и человеческие ресурсы; высвобождает свободное временя; сокращает объемы рутинной работы.
Заключение Использование средств ИКТ в управленческой деятельности позволяет: достичь многих преимуществ для всех участников учебно-воспитательного процесса; сформировать единую среды обмена информацией в рамках школы, что может улучшить взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса. повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников. 9
Замечание рецензента «переформулировать гипотезу для того, чтобы сделать ее менее «констатирующим», но именно «предполагающим» компонентом методологии работы. В частности, можно действительно поставить задачу доказать, что управление внеучебной деятельностью средствами ИКТ приводит к иным, по отношению к традиционным ресурсам управления, результатам для всех субъектов образовательного процесса» доктор педагогических наук, профессор кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ СПб Леонид Сергеевич Илюшин