1 ТЕМА 12 Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации 2 час.
2 Вопросы темы Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок их формирования, структура, компетенция и ответственность. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок их формирования, структура, компетенция и ответственность. Статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Институт отзыва депутата. Статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Институт отзыва депутата. Правовое положение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Правовое положение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок формирования и ответственность высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и ответственность высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Основные формы взаимодействия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Основные формы взаимодействия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.
3 Конституционные и законодательные принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ (ФЗ « Конституционные и законодательные принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ (ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ Распространение суверенитета РФ на всю ее территорию Разделение на законодательную, исполнительную и судебную Единство системы государственной власти (ст.5) Разделение на законодательную, исполнительную и судебную Единство системы государственной власти (ст.5) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти Система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.77) Система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.77) Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77) В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77)
4 Система органов власти субъектов РФ Систему региональных органов власти составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ высший исполнительный орган государственной власти (ИОГВ) субъекта РФ высший исполнительный орган государственной власти (ИОГВ) субъекта РФ иные органы государственной власти субъекта РФ иные органы государственной власти субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ (ст.2 Закона об общих принципах) Насколько самостоятельны субъекты РФ в сфере организации власти?
5 Законодательная власть Субъект РФ самостоятельно определяет (устанавливает): 1) наименование ЗАКС 2) структуру ЗАКС (одно- или двухпалатную) 3) численность состава ЗАКС, в т.ч. численность депутатов, работающих на проф. основе 4) срок полномочий ЗАКС 5) минимальную численность для правомочности заседаний ЗАКС (кворум) Предписано Федерацией 1) 1) Формирование 50% ЗАКС по пропорциональной системе 2) 2) Порядок принятия нормативных актов 3) 3) Срок полномочий ЗАКС не свыше 5 лет 4) 4) Не вправе управлять и (или) распоряжаться средствами бюджета субъекта РФ 5) 5) ЗАКС правомочен, если избрано не менее 2/3 от общего состава депутатов 6) 6) Основные функции ЗАКС 7) 7) 12 вопросов, по которым должны приниматься законы субъекта РФ (см. ниже) 8) 8) 10 вопросов, по которым должны быть приняты постановления ЗАКС 9) 9) Субъекты и порядок осуществления законодательной инициативы 10) 10) Порядок обнародования и вступления в силу нормативных актов 11) 11) Порядок досрочного прекращения полномочий ЗАКС 12) 12) Ограничения, связанные с депутатской деятельностью 13) 13) Гарантии депутатской деятельности
6 Вопросы, которые регулируются только законами субъекта РФ 1) 1) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; 2) 2) порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации; 3) 3) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ; 4) 4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ; 5) 5) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта 6) 6) и отчеты об их исполнении; 7) 7) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; 8) 8) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ; 9) 9) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ; 10) 10) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; 11) 11) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения; 12) 12) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ; 13) 13) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.
7 Основания для досрочного прекращения полномочий ЗАКС (ответственность ЗАКС) 1. Самороспуск Решение принимается самим ЗАКС в порядке, определяемом законом субъекта РФ 2. Роспуск высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ 1. Принятие акта, противоречащего федеральным, если ЗАКС не устранил противоречия в течение 6 месяцев после судебного решения (?!) 2. Отсутствие заседаний в течение 3 месяцев 3. Роспуск по судебному решению Вступление в силу решения федерального суда, высшего на территории субъекта РФ, о неправомочности данного состава депутатов ЗАКС, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий 4. Роспуск Президентом РФ Сначала – предупреждение, если: ЗАКС принял противоречащий федеральному зак-ву акт, в результате чего созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов и органов МСУ, нарушены права и свободы граждан, и ЗАКС принял противоречащий федеральному зак-ву акт, в результате чего созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов и органов МСУ, нарушены права и свободы граждан, и не устранил противоречие в течение 6 месяцев после судебного решения (?!). не устранил противоречие в течение 6 месяцев после судебного решения (?!). Если в течение 3 месяцев предупреждение не действует, Президент вправе распустить ЗАКС Если в течение 3 месяцев предупреждение не действует, Президент вправе распустить ЗАКС 5. Роспуск Президентом РФ Если после представления в третий раз кандидатуры на должность Главы субъекта РФ ЗАКС принял решение об ее отклонении либо вообще не принял решения
8 Особенности статуса депутата ЗАКС Возможно осуществление депутатской деятельности на не профессиональной основе (совмещает) с основной работой (?!) Возможно осуществление депутатской деятельности на не профессиональной основе (совмещает) с основной работой (?!) В то же время депутат ЗАКС не вправе: В то же время депутат ЗАКС не вправе: – –быть депутатом Госдумы или членом Совета Федерации – –быть судьей – –замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ – –замещать выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Заниматься бизнесом – пожалуйста! Депутат, избранный в составе списка не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Он может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой был избран. Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий в депутатское объединение (во фракцию), может быть членом только той политической партии, в депутатское объединение (во фракцию) которой он входит Возможен отзыв депутата. Правда, только по формальным основаниям Возможен отзыв депутата. Правда, только по формальным основаниям Неприкосновенностью не обладает. Только особый порядок производства процессуальных действий в отношении него. Неприкосновенностью не обладает. Только особый порядок производства процессуальных действий в отношении него.
9 Система органов исполнительной власти субъектов РФ Возглавляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Кто же это – высшее должностное лицо?
10 Правовое положение высшего должностного лица (руководителя высшего ИОГВ) субъекта РФ – главы субъекта РФ Губернаторы, президенты, главы администраций – наименования разные Губернаторы, президенты, главы администраций – наименования разные Путаница: м.б. глава субъекта и при нем руководитель высшего ИОГВ Путаница: м.б. глава субъекта и при нем руководитель высшего ИОГВ Наделяется полномочиями (лукавый эвфемизм) ЗАКС по представлению Президента РФ не более чем на 5 лет Наделяется полномочиями (лукавый эвфемизм) ЗАКС по представлению Президента РФ не более чем на 5 лет Если ЗАКС против, кандидатура вносится повторно Если ЗАКС против, кандидатура вносится повторно Если и второй раз против назначается ВРИО главы субъекта не более чем на 6 месяцев Если и второй раз против назначается ВРИО главы субъекта не более чем на 6 месяцев Президент проводит консультации, после которых он вновь вносит кандидатуру либо вновь (?!) назначает ВРИО главы Президент проводит консультации, после которых он вновь вносит кандидатуру либо вновь (?!) назначает ВРИО главы В соответствии со статьей о досрочном прекращении полномочий ЗАКС иное: Президент вправе распустить ЗАКС через месяц после консультаций В соответствии со статьей о досрочном прекращении полномочий ЗАКС иное: Президент вправе распустить ЗАКС через месяц после консультаций Если не распустил, вносит третий раз. И если опять принято решение об отклонении или не принято никакого решения, Президент опять же вправе распустить ЗАКС. Регулирование с юридической т. зрения – ужасное. Если не распустил, вносит третий раз. И если опять принято решение об отклонении или не принято никакого решения, Президент опять же вправе распустить ЗАКС. Регулирование с юридической т. зрения – ужасное. (Будет засчитано как реферат полная схема назначения главы с указанием на противоречия в ней) Глава субъекта РФ не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности РФ и должности государственной службы, а также выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности
11 Основные функции и полномочия главы субъекта РФ представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; вправе требовать созыва внеочередного заседания ЗАКС, а также созывать вновь избранный ЗАКС на первое заседание ранее установленного срока; вправе участвовать в работе ЗАКС с правом совещательного голоса; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с РФ Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и региональным законодательством
12 Ответственность главы субъекта РФ перед Президентом РФ Президент РФ: выносит предупреждение за издание незаконного акта или за уклонение от принятия мер по приостановленному акту (противоречие) выносит предупреждение за издание незаконного акта или за уклонение от принятия мер по приостановленному акту (противоречие) принимает решение об отставке, если ЗАКС выразил Главе недоверие принимает решение об отставке, если ЗАКС выразил Главе недоверие отрешает от должности в связи с утратой доверия Президента РФ отрешает от должности в связи с утратой доверия Президента РФ отрешает от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей отрешает от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей отрешает от должности за непринятие мер после предупреждения отрешает от должности за непринятие мер после предупреждения Временно отстраняет от должности в связи с уголовным делом Временно отстраняет от должности в связи с уголовным делом принимает или не принимает добровольную отставку принимает или не принимает добровольную отставку вносит представление в ЗАКС для принятия им решения о досрочном прекращении полномочий по объективным показателям вносит представление в ЗАКС для принятия им решения о досрочном прекращении полномочий по объективным показателям назначает ВРИО Главы назначает ВРИО Главы
13 Система органов власти субъектов РФ Взаимоотношения ветвей власти ЗАКС вправе предложить Главе внести изменения/дополнения в его акты либо отменить их вправе предложить Главе внести изменения/дополнения в его акты либо отменить их вправе выразить недоверие Главе, но решает Президент РФ вправе выразить недоверие Главе, но решает Президент РФ может принимать участие в формировании высшего ОИВ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего ОИВ (формы участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта) может принимать участие в формировании высшего ОИВ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего ОИВ (формы участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта) вправе выразить недоверие руководителям ОИВ, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта вправе выразить недоверие руководителям ОИВ, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта решение о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия решение о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствияГлава направляет в ЗАКС свои нормативные акты направляет в ЗАКС свои нормативные акты вправе предложить ЗАКС внести изменения/дополнения в его постановления либо отменить их вправе предложить ЗАКС внести изменения/дополнения в его постановления либо отменить их вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий ЗАКС в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного акта, противоречащих Конституции РФ, ФЗ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а ЗАКС не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий ЗАКС в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного акта, противоречащих Конституции РФ, ФЗ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а ЗАКС не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения
14 Выводы Унификация организационно-политической структуры, а, следовательно, невозможность учета социальной, культурной, исторической, экономической специфики регионов. Унификация организационно-политической структуры, а, следовательно, невозможность учета социальной, культурной, исторической, экономической специфики регионов. Невозможность на региональном уровне создать систему политической конкуренции, т.к. существует огромный дисбаланс властных полномочий, усиливающийся в связи с участием федерального центра в политической жизни. Невозможность на региональном уровне создать систему политической конкуренции, т.к. существует огромный дисбаланс властных полномочий, усиливающийся в связи с участием федерального центра в политической жизни. Огромный гнет федерального чиновничества (ибо на федеральном уровне также нет политической конкуренции и разделения властей) всей жизни регионов. Огромный гнет федерального чиновничества (ибо на федеральном уровне также нет политической конкуренции и разделения властей) всей жизни регионов.
15 Спасибо за внимание!