Ресурсное обеспечение этапа профессионального становления начинающего учителя Никифорова М. А., студентка гр Факультет Менеджмента Кафедра государственного и муниципального управления
Объект исследования : Процесс профессионального становления начинающего учителя Предмет исследования : Ресурсное обеспечение этапа профессионального становления начинающего учителя Актуальность : решение управленческой задачи - закрепление начинающих учителей в ОУ посредством повышения эффективности процесса профессионального становления ;
Цель : Выявить и представить в обобщенном виде имеющиеся в научных исследованиях теоретические и эмпирические аспекты ресурсного обеспечения этапа профессионального становления начинающего учителя. Задачи : определить рабочие понятия: «начинающий учитель, «становление», профессиональное становление», «адаптация»; выделить этапы профессионального развития; определить содержание ресурсов, необходимых для профессионального становления начинающего учителя, формы и методы использования ресурсов
Опросник, позволяющий познакомиться с состоянием процесса профессионального становления начинающих учителей в Калининском районе. Состоит из 42 вопросов 1.социально-демографические характеристики 2.Индивидуально-личностные особенности (мотивация, готовность к риску, карьерные устремления) 3.успешность адаптации (наставники, программа профессионального становления, формы и методы проф.становления, трудности, социальная адаптация и др)
Первая глава «Начинающий учитель» - человек любого возраста с педагогическим стажем не более 5 лет: студент ВУЗа, работающий в школе, специалист, только что окончивший педагогическое или не педагогическое образовательное учреждение, ранее работающий в сферах, не связанных с образованием; «Профессиональное становление начинающего учителя» - начальный этап профессионального развития учителя, основным признаком завершения которого является способность учителя обоснованно выбирать способы решения задач по организации учебной деятельности учащихся, а также выработка собственного стиля педагогической деятельности. Принято считать, что продолжительность этапа становления составляет 3-5 лет
Профессиона льные намерения Профессиональное становление Профессиональное формирование Уход в другую сферу деятельности Преобразование Професси ональный максиму м Профессиональная статичность Профессиональная деятельность ВУЗ Потеря интереса, выгорание Новые задачи Отказ от профессии Принятие профессии (теория) Уход в другую сферу деятельности Отказ от профессии Новые задачи Принятие профессии (практика) Ада пта ция Закрепл ение в професс ии Схема этапов профессионального развития учителя
Первая глава Адаптация - процесс ознакомления, приспособления учителя к содержанию и условиям профессиональной деятельности, а также к социальной среде образовательного учреждения. Психофизиологическая Социально - психологическая Организационно - административная Санитарно - гигиеническая Адаптация Ориентация Действенная Функционирование активное освоение профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях приспособление к определенному, режиму труда и отдыха на уровне организма работника адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе, включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами Знакомство с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в ОУ работник осваивается с новыми требованиями трудовой, дисциплины, правилами трудового распорядка. Придерживается гигиенических и санитарных норм, требований техники безопасности, пожарной безопасности Профессиональная
Вторая глава Ресурсы Кадровые : управленческие интеллектуальные Научно - методические корпоративные инновационные финансовые мотивационные материально - технические информационные структурные организационные нормативные временные Функциональное назначение ресурсов состоит в преодолении противоречий, трудностей, возникающих в процессе профессионального становления начинающего учителя люди с объединёнными вместе навыками, интеллектом, культурой и специальными знаниями
Ресурсы – это система, которая способна превратить цель в результат. Результат достигается через синтез целенаправленного взаимовоздействии кадровых ресурсов на материальные, финансовые, информационные и другие в ходе профессионального становления. Результативность обеспечивается правильным привлечением, развитием и использованием (применением) ресурсов для профессионального становления учителя и управления этим процессом.
Выводы Процессу профессионального становления начинающего учителя уделялось большое внимание среди отечественных и зарубежных исследователей… Наличие в ОУ качественного управленческого ресурса, способного управлять (воздействовать) процессом профессионального становления начинающего учителя, является определяющим фактором успешного профессионального становления начинающего учителя Экономико-педагогический подход к управлению ресурсами, обеспечивающими профессиональное становление начинающего учителя Наставничество как метод профессионального становления требует создание системы подбора, мотивации, обучение, компетентности наставников; система контроля результатов и эффективности наставничества, ответственность наставников. Регламентация профессионального становления начинающего учителя позволит процесс сделать успешным, целенаправленным, системным, планомерным в минимальные сроки. уменьшить количество возможных ошибок, связанных с освоением профессии