Торговая политика и конкурентоспособность фирмы на рынке НИУ ВШЭ к.э.н., доцент Клочко Ольга Александровна Москва, 2013г.
Причины и цель курса «Торговая политика и конкурентоспособность фирмы» Причины предложения курса Вступление России в ВТО оказывает прямое влияние на международную конкурентоспособность российского бизнеса Для ряда отраслей открываются новые возможности Для других – возникают угрозы Изучить влияние инструментов торговой политики (в том числе внешнеэкономической политики в целом) на международную конкурентоспособность компаний и отраслей Уметь определить и рекомендовать наиболее эффективные меры снижения последствий возможного негативного влияния ЦЕЛЬ Недостаточный уровень теоретических знаний, практических навыков, знания «лучшего мирового опыта» у российских компаний в области управления международным бизнесом и в ведении конкурентной борьбы с иностранными компаниями на российском рынке на рынках зарубежных стран
3 Вступление России в ВТО открывает для одних отраслей новые рынки, для других становится прямой угрозой Российская внешняя торговля по отраслям Доля экспорта в производстве отрасли [%] Доля импорта в общероссийском потреблении соответствующей продукции [%] Цветная металлургия Химия и нефтехимия Целлюлозно-бумажная пр-ть Черная металлургия Нефтяная промышленность Текстильная промышленность Пищевая промышленность Машиностроение Оборот отрасли, [млрд.долл.США] Отрасли с высокой долей импорта Отрасли, защищенные протекционистскими мерами Отрасли, ориентированные на экспорт Отрасли, для которых откроются новые рынки ПРИМЕР
Результаты знаний и навыков, полученных в ходе курса, могут быть использованы на разных уровнях экономики Государственное регулирование экономики Разработка инструментов торговой политики (внешнеэкономической политики) в наибольшей степени соответствующей интересам национальных компаний и повышающих их конкурентоспособность В случае необходимости принятия неоднозначных решений, возможность предоставления рекомендаций бизнесу по снижению неблагоприятных последствий BOTTOM UP TOP DOWN Управление международным бизнесом компании Оценка последствий вводимых государством мер на международный бизнес компании Проведение грамотного диалога с властью с целью принятия наиболее эффективных мер Умение выбрать необходимые инструменты управления бизнесом для повышения своей конкурентоспособности и снижения негативных последствий государственного регулирования КОМПАНИЯГОСУДАРСТВО
Структура курса включает 4 раздела 1 Международная КСП компании Понятие КСП Критерии КСП компании Факторы, формирующие КСП фирмы в борьбе с иностранными конкурентами Модуль 234 Инструменты управления международной КСП Стратегии интернационализации Международные стратегии Способы проникновения на зарубежные рынки Модификация цепочки создания стоимости Государственная политика (в том числе инструменты торговой политики) Влияние торговой политики на КСП компаний Национальные компании Иностранные компании Компании отраслей поставщиков Компании отраслей- потребителей Возможности бизнеса по реагированию на меры торговой политики Внутренние (менеджмент) Стратегические решения, цепочка стоимости и т.п. Внешние Взаимодей- ствие с другими компаниями Взаимодей- ствие с властью
6 Пример 1. Введение эмбарго на зерно в 2010 году Последствия для компаний Срыв контрактов Подрыв репутации Снижение оборота и прибыли Падение конкурентоспособности Торговая политика С 15 августа 2010г. В России был введен временный запрет на вывоз пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы и муки. Эмбарго действовало до 31 декабря, но было продлено до 30 июня 2011 года, исключая муку ВОЗМОЖНАЯ РЕАКЦИЯ БИЗНЕСА изменение вида деятельности – переход к другим видам сельскохозяйственной продукции (сахарная свекла, бобовые культуры, маслиничные культуры и т.п.)
7 Пример 2. Стратегия ИКЕА в Японии Последствия для компании Необходимость производства несколько сотен ключевых товаров специально для японского рынка Рост затрат на продукцию Рост цен на 20% Снижение КСП на японском рынке Государственное регулирование Требования на содержание формальдегида в мебели: разрешенный в Японии уровень в 2 раза ниже, чем на рынках других стран ИНСТРУМЕНТЫ РЕАКЦИИ КОМПАНИИ Изменение глобальной производственной стратегии – перевод всего производства на содержание более низкого уровня формальдегида, что позволило Оставить издержки на прежнем уровне Быть готовой к введению подобных требований в других странах Улучшить имидж компании в глазах общественности (охрана окружающей среды) Обеспечить КСП на рынке Японии, повысить КСП в мире
8 Пример 3. Введение высоких импортных пошлин Последствия для российских компаний Рост КСП, дополнительные доходы Последствия для иностранных компаний Снижение продаж, доли рынка, оборота и прибыли (снижение КСП) Торговая политика С 25 января 2013 года РФ, Казахстан и Белоруссия повысили ставки импортных пошлин на «настольные» персональные компьютеры с 0 до 10% от таможенной стоимости ВОЗМОЖНАЯ РЕАКЦИЯ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ Изменение способа проникновения на российский рынок – переход от экспорта готовой продукции к созданию собственных сборочных фирм (прямые иностранные инвестиции)