Тема 9. Издержки входа, стратегическое поведение и структура рынка Цель – объяснить структуру рынка ( количество продавцов ) и факторы, воздействующие на неё 1. Факторы формирования структуры рынка в отраслях с экзогенными и эндогенными издержками входа. Теория структуры рынка Саттона. 2. Стратегическое ограничение входа : развитие теории « Традиционные » представления об ограничения входа. Постулат Сайлоса - Лабини 2.2. Мощности как инструмент ограничения входа. Модель Спенса - Диксита - Штакельберга. Парадокс входа и « сети супермаркетов » Может ли цена быть инструментом ограничения входа ? Модель Милгрома - Робертса (*** При наличии времени )
Формирование структуры рынка ( равновесное число продавцов ) Вспомним тему « Границы фирмы », технологический подход MES можно трактовать и как свойство технологии, и как характеристику величины издержек входа [ ведь если мы рассмотрим средние издержки, то MES тем выше, чем выше постоянные затраты ] Проблема определения издержек входа в современной теории : Необратимые затраты – те, которые не могут быть [ соотношение с постоянными ?] Два понимания издержек входа Все затраты, необходимые для входа на рынок Затраты, необходимые для того, чтобы новичок смог достичь той же конкурентоспособности, что и укоренившийся продавец
1. Формирование структуры рынка : роль издержек входа и стратегического взаимодействия Пусть издержки входа нового продавца F i >0 Равновесное количество [ идентичных ] продавцов (SPNE) определяется условием i (n, S) = F, Где n – число [ идентичных ] продавцов i / n 0 От чего же зависит N*? - от издержек входа от модели стратегического взаимодействия Связь между моделью стратегического взаимодействия и числом продавцов может выглядеть нетривиальной
Sutton J. Sunk cost and market structure (1991). Концентрация зависит от Величины издержек входа (*) (*) с учетом того, являются ли издержки входа экзогенными или эндогенными ; Ёмкости рынка Интенсивности конкуренции после входа Чем выше ёмкость рынка ( или ниже экзогенные издержки входа ), тем выше количество продавцов на рынке Чем выше конкуренция, тем меньше компаний примет решение о входе ( при конкуренции по Бертрану - только одна компания ). Зависимость концентрации от этих факторов различна для рынков с экзогенными и эндогенными необратимыми издержками.
Воздействие конкуренции на равновесный уровень концентрации
Экзогенные и эндогенные издержки входа : влияние на эволюцию рыночной структуры Есть ограниченный ресурс, необходимый для производства ( напр.: патент, полоса радиочастотного спектра, в переносном смысле – лояльность покупателей …). Сравним структуру рынка при двух вариантах размещения ресурса : Поровну между участниками рынка, готовыми за него заплатить фиксированную сумму ( эквивалент экзогенных издержек входа ) На основе аукциона английского типа ( открытый аукцион с повышающимися предложениями В первом случае количество продавцов определяется условием i (n, S) = F, где F фиксировано Во втором случае - i (n, S) = F, где F – самая высокая заявка покупателя ресурса Если после входа ожидается конкуренция по Курно, для P = 1 – Q, MC=0 равновесие по Нэшу при выборе F = 1/4. Ресурс приобретается только одним покупателем. Поэтому на рынке с эндогенными издержками входа : Концентрация продавцов выше Концентрация продавцов менее чувствительна к изменению рыночного спроса
Стратегическое ограничение входа Bain (1956). Классификация рынков по высоте барьеров входа : рынки со свободным входом (* издержки входа так низки, что укоренившиеся продавцы не могут ограничить вход новых участников ) ; рынки с неэффективными барьерами входа (* достаточно высоки, чтобы укоренившийся продавец мог ограничить вход, но недостаточно высоки, чтобы он этого захотел ); рынки с эффективными барьерами входа (* достаточно высоки, так что хотят и могут ); рынки с блокированным входом (* так высоки, что независимо от действий укоренившегося продавца, новые участники не войдут ). Обратим внимание на взаимосвязь эндогенных и экзогенных издержек входа. Однако все модели ограничения входа основаны на предположении ( постулат Сайлоса - Лабини ), что выбор выпуска или цены – достоверное обещание ( новичок верит, что укоренившаяся компания не изменит выпуск / цену после его входа ) Проблема credible commitment ( см. A.Dixit)
Издержки входа и возможности стратегического ограничения входа Количество Цена, издержки Цена, ограничивающая вход P L Издержки новичка С E Прибыль, которую получает новичок, должна не достигать его издержек входа F: -Чем выше его издержки входа, тем меньше нужно понижать цену P L,по сравнению с желаемой для укоренившегося продавца -- Тем меньше потери прибыли укоренившегося продавца от стратегического ограничения входа в данный момент -- Тем выше стимулы ограничивать вход Остаточный спрос Продажи новичка q E
Spence-Dixit-Stackelberg-1 Предпосылки : 2 компании, incumbent, entrant MCi=MCe=0 F – [ экзогенные ] издержки входа ( только для новичка ) Рыночный спрос : P = 1 - Q Модель взаимодействия : Стакельберговское лидерство. e = (1 –(q i +q e ))q e q* e = (1 – q i )/2 P = (1 – q i )/2 e (q* e ) = 0.25(1 – q i ) 2 – F Найдем выпуск укоренившейся компании, при котором прибыль новичка неположительна : q i (1 - 2F); q i L = 1 - 2F
Spence-Dixit-Stackelberg-2
Spence-Dixit-Stackelberg-3 Предотвращение входа не всегда выгодно, а только если i (q i L ) Иначе говоря, предотвращение входа выгодно только при достаточно высоких издержках входа потенциального конкурента Однако если учесть временную последовательность принятия решений ( укоренившийся продавец пересматривает цену, наблюдая за тем, войдет или не войдёт продавец на рынок ), количество q i L не будет служить равновесием по Нэшу ( выгодно изменить количество на 0.5)
Цена как инструмент ограничения входа Традиционные представления : низкая цена может быть инструментом ограничения входа Критика : Равновесие по Нэшу ? Убеждения ? Почему потенциальный конкурент должен думать, что после его входа на рынок цена останется прежней ? Milgrom & Roberts Цена может быть сигналом низких издержек в условиях асимметрии информации Тем самым разрешается проблема « достоверной угрозы » Предпосылки модели : Укоренившийся (I) и потенциальный новичок (E) Укоренившийся может иметь высокие или низкие издержки После входа несовершенная конкуренция ( дуополия ) В случае высоких издержек укоренившегося новичок после входа получает положительную прибыль, а в случае низких издержек – отрицательную.
Milgrom, Roberts: При каких условиях цена может служить для ограничения входа ? Природа H Назначать ограничивающую вход цену PL Входить Не входить Назначать цену, максимизирующую прибыль Входить Не входить L Назначать ограничивающую вход цену PL Входить Не входить Назначать цену, максимизинрующую прибыль Входить Не входить 1- ρ ρ (…; Пе >0) (…; 0) (… ; Пе >0) (…; 0) (…; Пе < 0) (…; 0) (…; Пе < 0) (… ; 0)
Milgrom-Roberts: условия разделяющего равновесия P L – цена, ограничивающая вход (* если есть ) π m I – прибыль укоренившегося как монополиста (* при назначении цены, максимизирующей прибыль ) π d I – прибыль укоренившегося как дуополиста IH – укоренившийся с высокими издержками IL – укоренившийся с низкими издержками Ограничение совместимости стимулов π IH (P L ) + δ π m IH π m IH + δ π d IH Ограничение участия π IL (P L ) + δ π m IL π m IL + δ π d IL Однако обратим внимание : в том случае, когда цена применяется в качестве инструмента ограничения входа, равновесная структура рынка – та же, что при полной информации
Выводы Модели входа (SPNE) дают нетривиальные (c точки зрения традиционной микроэкономики ) предсказания о связи между конкуренцией и концентрацией На закономерности формирования структуры рынка ключевое влияние оказывает характер издержек входа ( экзогенные vs. эндогенные ) « Невозможность » рационального ограничения входа представляет еще один парадокс Чикагской школы ( который, очевидно, имеет объяснения ***) Асимметрия информации создаёт возможность создания репутации « низкозатратного » продавца ( и таким образом можно объяснить ограничение входа с помощью цены ).