И.В.ПоповкинКурс менеджмента1 ТЕМА 3 Современная парадигма менеджмента
И.В.ПоповкинКурс менеджмента2 Основные этапы развития менеджмента Классическая школа управления Школа человеческих отношений Системный подход Количественный подход Ситуационный подход Акцент на качество
И.В.ПоповкинКурс менеджмента3 Системный взгляд на организацию Система – набор устремленных к достижению общих целей и функционирующих как единое целое взаимосвязанных элементов или частей. Закрытые системы – системы, которые не подвержены влиянию среды, в которой они существуют, и не взаимодействуют с ней. Открытые системы – системы, которые динамически взаимодействуют со средой, в которой они находятся. Синергизм (синергия) – это свойство системы означает, что система как единое целое дает больший выход, чем каждый ее элемент по отдельности.
И.В.ПоповкинКурс менеджмента4 Системный подход в менеджменте Ресурсы: Материальные Финансовые Информационные Человеческие ВХОДПРЕОБРАЗОВАНИЕВЫХОД Изменяющее воздействие Обработка/ преобразование ресурсов Продукция Услуги Прибыль Рост ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА Изменяющее воздействие Организация как открытая система
И.В.ПоповкинКурс менеджмента5 Менеджмент и ситуационные воззрения
И.В.ПоповкинКурс менеджмента6 Иерархия жизненных циклов Жизненный цикл фондового рынка Жизненный цикл отрасли Жизненный цикл организации Жизненный цикл продукта
И.В.ПоповкинКурс менеджмента7 Основные постулаты Адизеса Развитие организации подобно развитию живого организма У любой организации на каждом из этапов жизненного цикла имеются проблемы Проблемы организации делятся на «болезни роста» и «организационные патологии» С болезнями роста организации, как правило, справляются самостоятельно Лечение организационных патологий требует внешнего вмешательства Переход на нисходящую ветвь развития для организации не предопределен Основная задача организации – достичь расцвета и не попасть на нисходящую ветвь развития
И.В.ПоповкинКурс менеджмента8 Выхаживание Младен-чество Смерть во младенчестве Ловушка основателя или ловушка семейственности «Давай-Давай» Юность Несостоявшийся предприниматель Преждевременное старение Расцвет Стабильность Аристократизм Ранняя бюрократизация Бюрократизация Смерть РостСтарениеВремя И.Адизес – жизненные циклы организации 8
И.В.ПоповкинКурс менеджмента9 Значимость диагностики жизненного цикла организации Понимание текущих задач Развитие навыков преодоления трудностей Преодоление самоуспокоенности Правильное использование консультантов
И.В.ПоповкинКурс менеджмента10 КОНЦЕПЦИЯ «7-С» ПИТЕРСА И УОТЕРМАНА (модель «7-С» McKinsey) Структура Стиль Состав персонала Сумма навыков Системы и процедуры Стратегия СОВМЕСТНОРАЗДЕЛЯЕМЫЕЦЕННОСТИ
И.В.ПоповкинКурс менеджмента11 Модель шесть ячеек Вайсборда Внешняя среда Цель: Каким бизнесом мы занимаемся? Лидерство: Кто-нибудь удерживает ячейки в равновесии? Взаимоотношения: Как мы управляем конфликтами между людьми? Вспомогательные механизмы: Имеются ли адекватные методы координации? Структуры: Как мы распределяем работу? Вознаграждения: Привлекательно ли выполнение всех необходимых заданий? Модели организации
И.В.ПоповкинКурс менеджмента12 Матрица Вайсборда Формальная система (Процесс выполнения работы) 1. Цели Ясность целейСоглашение относительно целей (Работа, которую надо сделать) 2. Структура Функциональная, проектная или матричная? Как в действительности делается или не делается работа? 5. Взаимоотношения Кто с кем должен иметь дело и по какому поводу? Насколько они эффективны? Качество взаимоотношений? Способы управления конфликтами? 3. Вознаграждения Явно определенные системы В чем их суть? Неявное, психологическое вознаграждение Что люди думают об оплате их труда? 6. Лидерство Чем управляют менеджеры высшего уровня? Как? Нормативный «стиль» администрирования? 4. Вспомогательные механизмы Система бюджетов Управление информацией Планирование Контроль Для чего они используются? Как они функционируют на практике? Как и кто нарушает эти системы? Неформальная система ч
И.В.ПоповкинКурс менеджмента13 Проблемы организационной диагностики u Трудности реализации системного подхода u Фактор времени и широта охвата u Разнообразие мнений u Человеческая психология: ошибки при самодиагностике u Преимущества использования консультантов