Тема 5. Рыночная структура и рыночная власть: методы и результаты эмпирических исследований 1. Ранняя IO (Гарвардская школа): эмпирические исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 5. РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА И РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Ранняя IO (Гарвардская школа): эмпирические исследования и.
Advertisements

Модели рынка (рыночные структуры) 1.Признаки рыночных структур 2.Рыночная власть в отрасли 3.Типологизация рыночных структур.
ЛЕКЦИЯ 9. ИЗДЕРЖКИ ВХОДА, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА Цель – объяснить структуру рынка (количество продавцов) и факторы, воздействующие.
Анализ отраслевых рынков Лекция 2. Исследование структуры рынка.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Тема 3. Стратегическое взаимодействие на рынке олигополии: объяснение прибыли продавцов 1. Парадокс Бертрана 2. Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
ТЕМА 4. СГОВОР: ЯВНЫЙ И МОЛЧАЛИВЫЙ 1.Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2.Сговор и ценовые войны 3.Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
Тема 4. Сговор: явный и молчаливый 1. Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2. Сговор и ценовые войны 3. Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
«М ОДЕЛЬ Б ЕРТРАНА » Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета, группы э 122 б.
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ: ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОДАВЦОВ 1.Парадокс Бертрана 2.Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
АВДАШЕВА СВЕТЛАНА КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИЙ И РЫНКОВ 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД Теория отраслевых рынков (по выбору для 3 курса факультета.
Альтернативные издержки монополизации. X-неэффективность и X-эффективность монополии. Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета,
Тема 9. Издержки входа, стратегическое поведение и структура рынка Цель – объяснить структуру рынка ( количество продавцов ) и факторы, воздействующие.
Литература 1. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория отраслевых рынков. М.: Магистр, Вольчик В.В. Лекции по экономике отраслевых рынков. -
Теория отраслевых рынков. Взаимосвязь количественных и качественных характеристик оценки структуры отраслевого рынка.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Модель рынка совершенной конкуренции. В экономической теории принято выделять четыре базовых модели следующих критериев: Количество и размеры фирм в отрасли;
1 Тема 3. Вопрос 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Транксрипт:

Тема 5. Рыночная структура и рыночная власть: методы и результаты эмпирических исследований 1. Ранняя IO (Гарвардская школа): эмпирические исследования и интерпретация Проблемы анализа рынков. Выбор показателей и их интерпретация 2. Критика метода эмпирического анализа ранней IO (чикагская школа) 3. Новая эмпирическая теория отраслевых рынков (New Empirical Industrial Organization)

«Старая» школа в эмпирических исследованиях IO: SCP Джо Бэйн ( ) задал вопрос: «Зависит ли прибыль продавцов от их доли на рынке/ от показателей концентрации на рынке?» и попытался ответить на него с помощью эконометрики Концептуальная «подкладка» вопроса: обеспечивает ли рыночная власть более высокую прибыль? Сопоставление показателя концентрации СR 4 и прибыли на капитал

Старая» школа в эмпирических исследованиях IO: SCP Зависимость положительная и значимая С этого момента Industrial Organization и выделилась в качестве самостоятельного направления экономической теории Однако есть и другие факторы, влияющие на прибыль Среди которых центральное место занимают «показатели барьеров входа» (Barriers to New Competition, 1951) Работы Бэйна и его последователей привели к созданию концепции SCP – («Структура влияет на поведение, а поведение – на результативность (эффективность)») Факультет экономики, 3 курс 2008/2009

В основе гипотез «старой» IO лежала (хотя и неявно) модель Курно

«Старая» эмпирическая IO

Типичный результат исследований «старой» IO

Благодаря работам Гарвардской школы, проявились общие проблемы эмпирических исследований, связанные с: 1. Определением границ рынка Продуктовые границы Географические границы Временные границы 2. Выбором показателя размера участника рынка (оборот/выручка/ занятость/ добавленная стоимость/ стоимость активов) 3. Выбором показателя концентрации (сравним CRi/HHI) *Исследования SCP породили интерес к исследованиям показателей концентрации… 2. Выбором показателя рыночной власти (проблема ненаблюдаемости предельных издержек) Индекс Лернера Индекс Бэйна (отношение прибыли какой? к выручке) Индекс q Тобина (отношение рыночной стоимости компании к восстановительной стоимости)

Критика «старой школы» эмпирических исследований в IO: одновременность Концентрация в принципе не может рассматриваться в качестве экзогенного показателя. Концентрация доля эндогенна, формируется под воздействием входа, слияний и т.д., на стимулы к которым влияет прибыль Зависимость 1 Li = α 0 + α 1 CRi+ α 2 X 1 + ε 1 коэффициент при CRi положителен Зависимость 2 CRi = β 0 + β 1 Li + β 2 X 2 + ε 2 коэффициент при Li отрицателен

Гипотеза «рыночной власти» (Бэйн) и «эффективности» (Демзец) Рыночная доля эндогенна, зависит от издержек (отрицательно). Прибыль также зависит от издержек отрицательно. М.б., мы имеем дело с подменой причинно-следственной связи корреляционной? Даже если мы получили положительную зависимость прибыли от концентрации - не можем разграничить «гипотезу рыночной власти» и «гипотезу эффективности» Для этой цели иногда использовалась спецификация (на уровне компании) L i = α 0 + α 1 СR(HHI) + α 2 S i + α 3 X i + ε 1 (коэффициент при показателе рыночной доли положителен, при показателе концентрации незначим или отрицателен) Однако как общее решение устраивать не могло. Некоторые считают: ну и не страшно, что не можем выявить причинно-следственную связь, зато соотношение - можем (Шмалензи)

New Empirical Industrial Organization Традиционная гипотеза SCP не учитывает достижения теории игр, в частности, вывод о том, что концентрация не является единственным или даже важнейшим фактором, определяющим рыночную власть Задача: определить непосредственно интенсивность конкуренции Принципиально не зная предельных издержек Общий принцип: воспользовавшись знаниями о сравнительной статике, идентифицировать модель стратегического взаимодействия В некоторых случаях проблему идентификации можем решить: Если можем выделить влияние на цену факторов, сдвигающих и меняющих наклон кривой спроса Если знаем показатель, влияющий на цену так же, как и изменение предельных издержек

NEIO: проблема идентификации

NEIO: когда проблема идентификации решается-1

NEIO: когда проблема идентификации решается-2

Новая эмпирическая IO: как установить тип взаимодействия продавцов (интенсивность конкуренции)? Пусть есть рыночный спрос Р = а – Q Предельные издержки с = с 0 + t Равновесная цена На рынке совершенной конкуренции Р = с 0 + t На рынке взаимодействия по Курно (n продавцов) Р = a *n/(1+n) + с 0 * n/(1+n) + t* n/(1+n) На рынке монополии (или при сговоре) Р = а/2 + (с 0 + t)/2 Как изменится цена при изменении а? Как изменится цена при изменении t? По-разному в зависимости от типа взаимодействия между продавцами. Тогда пусть L = - θ*HHI/E d,, где 0 θ 1/HHI

Выводы о значении θ можно сделать, опираясь на данные о влиянии параметров спроса и издержек на рыночное равновесие. Соответственно, можно оценить и индекс Лернера МодельР/ aР/ t θ Сговор 1/2 1/ HHI Курно 1/(n+1) = HHI / (1 + HHI) n/(n+1) = 1/ (1+HHI) 1 Бертран 010 Некоторые результаты (Church&Ware) Lerner Index estimated Автомобили0.1 – Безалкогольные напитки (К-К/П-К) 0.640/ Текстиль0.072 Электрическое машиностроение Табак0.648 Розничные продажи бензина 0.100

Подводя итог: новая и старая традиция эмпирических исследований в IO Эмпирические исследования важны, поскольку только они могут определить, в какой степени теория объясняет происходящее За 60 лет и цели, и методы эмпирических исследований в теории отраслевых рынков существенно изменились «Старая традиция»: модели типа cross-sections, много отраслей, результаты не всегда легко поддаются интерпретации, причинно-следственная связь не определена (альтернативные гипотезы) «Новая традиция»: структурные модели, один рынок, результаты более устойчивы и более надежны. Однако не можем эмпирически тестировать гипотезы о влиянии типа взаимодействия на прибыль…