Современные подходы к экономическому моделированию чувства справедливости. Юрий Владимирович Автономов, ГУ-ВШЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общественные блага - 4 Локальные общественные блага и теория клубов Модель Бьюкенена: предпосылки и графическая иллюстрация равновесия Общественные блага.
Advertisements

Социальные предпочтения в играх дележа Дизайн эксперимента и устойчивость результатов Интерпретация результатов Выводы Диктатор и Ультиматум Презентацию.
Общественные блага - 2 Модель с добровольным финансированием общественного блага Схема модели Определение и схема поиска равновесия Аналитический пример.
Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин
Конституционная экономика Игровые теории экономических процессов. Основные понятия и классификация игр. Белова Т.А. группа ю.з-1841.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин
ТЕМА 7. Применение теории игр в экономико-математическом моделировании 7.1. Основные понятия теории игр Поиск решения в игре Игры с природой.
Потребление Рациональное поведение потребителя. Полезность Рациональное поведение потребителя – стремление извлечь для себя максимум полезности. Полезность.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА К.э.н. Григорий Владимирович Калягин
Риск и страхование. Ожидаемые денежные величины Выбор: проект D 1 или проект D 2 D 1 – надежные инвестиции, рынок сбыта известен => 1000 долл. со 100%
ТЕМА 6. Макромодель рынка денег 6.1. Предложение денег Спрос на деньги Равновесие на денежном рынке. Модель LM Предложение денег. 6.2.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
X Ежегодная Международная конференция из цикла « Леонтьевские чтения » « Экономическая мысль : разнообразие концепций и сфер применения » Юлия Вымятнина.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Стохастические игры Игры с «природой». Основные определения К теории игр примыкает так называемая теория статистических решений. Зачастую принятие управленческих.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Монополия - 3 Ценовая дискриминация II типа – самоотбор покупателей в условиях несовершенной информации.
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
Транксрипт:

Современные подходы к экономическому моделированию чувства справедливости. Юрий Владимирович Автономов, ГУ-ВШЭ

Проблема: Начиная с 1980х, поведение людей в некоторых лабораторных экспериментах систематически расходится с гипотезой о рациональной максимизации собственного дохода Значительная доля участников, в ущерб собственному интересу, придает значение собственным и чужим обещаниям, проявляет заботу об интересах партнеров, поощряет реципрокное, и стремится наказывать оппортунистическое поведение.

Экспериментальные результаты - 1 Игра «Ультиматум»: с вероятностью от 0,4 до 0,6 игроки Б отвергают предложения меньше 20% общей суммы. чем больше предложенная доля, тем меньше вероятность того, что предложение будет отвергнуто. Игра «Диктатор» средний трансферт отличен от нуля.

Экспериментальные результаты - 2 Игра «Дарообмен»: Для 40-50% Агентов средний размер усилий e коррелирует с w. Зависимость e от w достаточно сильна, чтобы Принципалам было выгодно предлагать высокие w.

Экспериментальные результаты - 3 Игра «Доверие»: игрок А получает от экспериментатора сумму y, и может отдать часть ее, z, игроку Б, причем экспериментатор передает игроку Б 3z, утроенную сумму, предложенную А. В ответ игрок Б может вернуть А некоторую часть полученных денег. Многие игроки А передавали Б ненулевое z, и возвращаемая им в ответ сумма коррелировала с величиной z.

Экспериментальные результаты - 4 Игры с финансированием общественных благ: 10 раундов, n игроков, каждый раунд группы перетасовываются. Платежная функция игрока i: y – первоначальный запас g i – взнос на финансирование О.Б. m – денежный эквивалент единицы О.Б., m < 1 < nm без наказания: в последнем периоде 75% безбилетников; остальные дают очень мало. с затратным наказанием: в последнем периоде безбилетников нет, g ~ 0,75;

Объяснение экспериментальных результатов: возможные гипотезы Слишком маленькие ставки; при ставках вплоть до дохода за несколько месяцев качественных изменений в результатах нет. Ограниченная рациональность; большинство игр просты; игроки адаптируются достаточно быстро, иногда предсказывая «нерациональную» реакцию партнера. Социальные нормы; могут ли они быть настолько многообразны? Полная рациональность + элементы неэгоистической мотивации: «чувство справедливости»

Подходы к моделированию «чувства справедливости»: «Социальные предпочтения» Реципрокность, основанная на намерениях (intention-based reciprocity).

Социальные предпочтения – 1: «справедливость» = зависть? Г.Болтон, 1991: Ui(xi,xj)=ui(xi, xi/xj) индивид завидует благосостоянию партнера, если получает меньше его, но безразличен к положению партнера, если получает больше. Не согласуется с положительными трансфертами во многих играх

Социальные предпочтения – 2: «справедливость» = альтруизм? Г.Чарнесс, М.Рэбин, 2000: «квази-максиминимальные предпочтения»: Ui(x1, x2, … xN) = (1-γ)xi + γW(x1, x2, … xN), W(x1, x2, … xN) = δmin{ x1, x2, … xN}+(1-δ)( x1 + x2 + … + xN); Полезность зависит от собственного дохода и «беспристрастной функции общественного благосостояния» W; W отражает благосостояние сообщества в целом, и положение наиболее бедного агента Индивид безразличен к неравенству в распределении доходов. Невозможно объяснить «мстительность» в играх «Ультиматум», при финансировании О.Б.

Социальные предпочтения – 3: «справедливость» = равенство? «Неприязнь к неравенству»: индивид альтруистичен к тем, чье благосостояние ниже «порога справедливости», и завидует тем, чье благосостояние выше этого порога. Э.Фер, К.Шмидт, 1999: Зависть к «богатым» Сочувствие к «бедным» Г.Болтон, У.Окенфельс, 2000: Ui =Ui (xi,σi), где σi - доля индивида в общем объеме платежей. Ui достигает максимума при σi = 1/N. Имеют значение только собственный, и средний доход.

Социальные предпочтения – 4: Д.Левайн,1998: индивиду небезразлично, с каким партнером он имеет дело: -1< a i

Намерения имеют значение! Игра 1 Игра 2 А.Фальк и др., 2000: в игре 2 пассивный игрок «соглашается» гораздо чаще.

Реципрокность, основанная на намерениях – 1а. М.Рэбин, 1993: игры для двух игроков А1, А2 - наборы смешанных стратегий игроков 1 и 2 xi - платежная функция игрока i ai Ai стратегия игрока i bj – вера индивида i относительно стратегии j («как поступит мой партнер?») сi – вера второго порядка индивида i («как, по мнению партнера, поступлю я сам?») xj L (bj), xj H [bj] – минимальный и максимальный платежи, которые, по мнению i, может получить j, если выберет стратегию bj xj F (bj) – «справедливый платеж для j», среднее арифметическое xj L (bj) и xj H [bj]

Реципрокность, основанная на намерениях – 1b. «Функция моей доброжелательности к партнеру»: «Функция доброжелательности партнера ко мне»:

Реципрокность, основанная на намерениях – 1с. Функция полезности: Ui(a,bj,ci)=xi(a,bj)+fj(bj,ci)[1+fi(ai,bj)], где a = (a1,a2). «Справедливое равновесие»: пара стратегий (a1,a2), являющихся наилучшими ответами друг на друга, и набор рациональных вер b=(b1,b2) и c=(c1,c2). модель определена только для игр для двух игроков в нормальной форме множественные равновесия, «самосбывающиеся пророчества»

Реципрокность, основанная на намерениях -2 Обобщения модели Рэбина М.Дюфенберг, Г.Кирхштайгер, 2004: игры с N игроками в расширенной форме последовательное реципрокное равновесие (Sequential Reciprocity Equilibrium, SRE) – веры меняются по ходу игры, стратегии игроков составляют «честное равновесие» в каждой подыгре. А.Фальк, У.Фишбахер, 2006: Игры с N участниками и неполной информацией в расширенной форме Игрок считает стратегию контрагента «доброжелательной», если в результате контрагент получает меньше его (даже если контрагент не мог на это повлиять). Вес «доброжелательности» контрагента в функции полезности зависит от склонности индивида к реципрокному поведению

Преимущества и недостатки различных подходов к моделированию «чувства справедливости»: Модели «социальных предпочтений»: простые, нетребовательные к когнитивным способностям агентов, небольшое число параметров лучше предсказывают доброжелательное поведение в ситуациях, когда намерения партнера или его личные качества по каким-либо причинам не имеют значения. Модели, использующие реципрокность, основанную на намерениях или типе партнера: значительно лучше предсказывают стремление людей наказывать оппортунистов.