Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория поведения производителя: кривые издержек и поведение фирмы-ценополучателя Кривые издержек в краткосрочном периоде: поведение и взаимосвязи Издержки.
Advertisements

Тема 2.2. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции.
Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Тема 7. Совершенная конкуренция. План лекции: 1.Четыре типа рынка. Особенности рынка совершенной конкуренции 2. Варианты поведения (равновесия) конкурентной.
Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде Демонстрационный материал к уроку.
1 МИКРОЭКОНОМИКА, Часть 1 Лекции 19 и декабря 2009 г. к.э.н., доцент Боголюбова Н.П. Уральский государственный университет им. А.М. Горького Экономический.
Совершенная конкуренция Условия совершенной конкуренции Производимые товары примерно одинаковы.
Фирма в условиях совершенной конкуренции. Функционирование рынка совершенной конкуренции основано на ряде допущений: Однородность рынка. Малость и множественность.
Применение функций в экономике. Функции находят широкое применение в экономической теории. Спектр используемых функций весьма широк от простейших линейных.
Модель рынка совершенной конкуренции. В экономической теории принято выделять четыре базовых модели следующих критериев: Количество и размеры фирм в отрасли;
Совершенная конкуренция §18 п.2. Типы рыночных структур Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция ОлигополияМонополия Совершенная конкуренция.
Кривые спроса и общего дохода для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции
1 Тема7. Рынок совершенной конкуренции План лекции 1.Характерные черты рынка совершенной конкуренции. Спрос и предельный доход конкурентной фирмы. 2.Условие.
ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Микроэкономика проф. Нестерова Д.В.
Фирма как совершенный конкурент. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
ТЕМА 6. Фирма на рынке совершенной конкуренции 6.1. Типы рыночных структур. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции Фирма как деловая.
Олигополия - 2 Модель ценового лидерства: Предпосылки, идея и графическая иллюстрация равновесия Аналитический пример Модель Штакельберга: Предпосылки,
Частное равновесие на конкурентном рынке Частное равновесие: последствия государственного регулирования конкурентного рынка Распределение налогового бремени.
Рынки с интенсивной конкуренцией Совершенная конкуренция.
Прикладная экономика Микроэкономика. 1.Прикладные аспекты теории потребительского выбора и спроса 2.Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска.
Транксрипт:

Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и способы его графического представления

Выбор фирмы-ценополучателя: рынок совершенной конкуренции Предположим: На рынке много относительно одинаковых покупателей и продавцов Нет барьеров входа/выхода с рынка Товар однороден Совершенная информация Нет трансакционных издержек Тогда, если на рынке установилась цена P, для индивидуальной фирмы бессмысленно: –пытаться продавать дешевле (зачем, если по цене P у нее и так купят все, что она в состоянии произвести?) –пытаться продать дороже (клиенты просто уйдут к другим поставщикам) Фирма будет воспринимать рыночную цену как заданную

Выбор фирмы-ценополучателя -1 Фирма может продать любое количество товара по рыночной цене P*. Установив цену выше P*, она не продаст ничего Если технологические возможности фирмы по сравнению с объемом рынка малы, кривая спроса на ее товар горизонтальна. P* y P MC AC AVC y* P min Задача максимизации прибыли фирмы- ценополучателя: 1)P S (y) = MC(y) для y: MC(y) AVC(y) это обратная кривая предложения 2)Прибыль изображенной на графике фирмы положительна Необходимое (еще не достаточное!) условие для внутреннего решения: P = MC(y*)

Выбор фирмы-ценополучателя -2 Изображенная на графике фирма терпит убытки Тем не менее, ей стоит продолжать производство в SR: - Если прекратить выпуск, придется полностью нести FC; - Если выпускать y*, выручка покроет VC(y*) и часть FC! В LR эта фирма уйдет с рынка P* y P MC AC AVC y* P min P min соответствует точке закрытия: если цена опускается ниже этого уровня, фирма остановит производство даже в краткосрочном периоде

Кривая предложения фирмы-ценополучателя в краткосрочном периоде MC AVC 0 y min y $ P min y*(p)

Максимизация прибыли фирмой- ценополучателем: типология решений Индивидуальная функция предложения Каково решение этой задачи? В общем виде, без предпосылок о конкретном виде функции c(y), решения можно классифицировать следующим образом: I.Прибыль в принципе может принимать положительные значения: I.1 Задача имеет конечное решение (y* > 0, и оно конечно) I.2 Задача не имеет конечных решений ( y* = ) II.Прибыль не может принимать положительных значений (т.е., фирма не максимизирует прибыль, а минимизирует убытки): II.1 Решение внутреннее (y* > 0) II.2 Решение угловое (y* = 0)

Прибыль и излишек производителя Излишек производителя (PS, producer surplus) определяется следующим образом: PS = TR – VC в отличие от прибыли, определяемой как: π = TR – TC = TR – VC – FC PS больше прибыли на величину постоянных издержек

Способы расчета излишка производителя MC(q)=P S (q) AC(q) AVC(q) q p $ q MC(q)=P S (q) AVC(q) AC(q) q p $ q q p $ q AVC(q) MC(q)=P S (q)

Частное равновесие на конкурентном рынке Кривая рыночного спроса Кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде Рыночное равновесие в краткосрочном периоде Сравнительная статика равновесия Долгосрочное равновесие; кривая рыночного предложения в долгосрочном периоде

Частное равновесие: идея Рассматриваем поведение и взаимодействие потребителей и производителей на рынке одного единственного товара Фиксируем все потенциально значимые переменные, кроме цены этого товара Поочередно изменяя значение зафиксированных переменных, смотрим, как это повлияет на равновесие (сравнительная статика)

Частное равновесие: агенты модели Рассмотрим экономику, в которой производится и потребляется L товаров, i = 1…L. Нас интересует только один из этих товаров – будем называть его товаром 1. Предположим, на совершенно конкурентном рынке товара 1 в краткосрочном периоде действует: –M потребителей, k = 1…M –N фирм, j = 1…N –s j (p 1,w) – индивидуальная функция предложения фирмы j (зависит от цены товара 1: p 1 и вектора цен на ресурсы: w) –d k (p, I k ) – индивидуальная функция спроса потребителя k (зависит от цен всех товаров в экономике: p и индивидуального дохода: I k )

Частное равновесие: рыночный спрос Функция рыночного спроса на товар 1 (определение): Зависит, помимо прочего: ! от цен всех товаров в экономике (p 1,…,p L ) !! от распределения доходов (I 1,…,I M ) В рамках подхода частного равновесия, мы: Зафиксируем цены всех товаров, кроме исследуемого Предположим существование «репрезентативного потребителя»: воображаемого агента, доход которого равен суммарному доходу всех потребителей, который ведет себя так, как вели бы себя все потребители в совокупности

Рыночный спрос (продолжение) Опустив зафиксированные параметры… D 1 (p 1 ) – прямая функция рыночного спроса на товар 1 P D 1 (q 1 ) – обратная функция рыночного спроса на товар 1 + = Потребитель AПотребитель B Рыночный спрос P PP d A 1 (p 1 ) d B 1 (p 1 ) D 1 (p 1 )

Рыночное предложение в краткосрочном периоде Функция рыночного предложения товара 1 в экономике (определение): S 1 (p 1 ) – прямая, P 1 S (q 1 ) – обратная ф-ция предложения + = Фирма AФирма B Рыночное предложение P PP s A 1 (p 1 ) s B 1 (p 1 ) S 1 (p 1 )

Рыночное равновесие Ситуация, когда, при некоторой цене p* (назовем ее равновесной), величина спроса равна величине предложения. D 1 (p 1 ) S 1 (p 1 ) q* - равновесный выпуск (объем продаж) p* равно- весная цена ! Любой покупатель, желающий купить товар по цене p*, может сделать это. !! Любой продавец, желающий продать товар по цене p*, может сделать это. !!! (равновесие по Нэшу) ни один покупатель (продавец) не заинтересован в одиночку покупать (продавать) товар дешевле или дороже p*

??? Как кривые спроса и предложения реагируют на изменение параметров (цен других товаров, дохода, цен факторов)? Чем определяется равновесная цена товара? Равновесное количество товара? Как выглядят кривые спроса/предложения, если товар дискретный?

Частное равновесие: краткосрочное и долгосрочное В краткосрочном периоде число фирм в отрасли можно считать фиксированным. В долгосрочном периоде, фирмы могут приходить и уходить с рынка. При отсутствии барьеров входа/выхода, если на рынке можно получить положительную экономическую прибыль – на нем появляются новые фирмы. если экономическая прибыль на рынке отрицательна (меньше нормальной) – фирмы, терпевшие убытки, покидают рынок. В долгосрочном периоде, экономическая прибыль в конкурентной отрасли стремится к нулю.

Долгосрочное равновесие в конкурентной отрасли: пример Предположим, в некоторой конкурентной отрасли действуют n фирм с одинаковыми функциями предложения… D – кривая рыночного спроса S n – кривая рыночного предложения при наличии в отрасли n фирм

??? Как будет выглядеть кривая долгосрочного предложения конкурентной отрасли, если на рынке действует большое количество одинаковых фирм? Сколько фирм может действовать на конкурентном рынке при постоянной отдаче от масштаба?