Монополия - 2 Налоговое регулирование монополии Ценовая дискриминация I типа Ценовая дискриминация III типа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Монополия - 1 Задача недискриминирующей монополии: аналитическое и графическое решения Правило «издержки-плюс-накидка» Индекс Лернера Общественные потери.
Advertisements

Монополия - 4 Иллюстрация разницы между дискриминацией I и II типов Методы ценовой дискриминации: двухчастный тариф и продажи комплектами.
Монополия - 3 Ценовая дискриминация II типа – самоотбор покупателей в условиях несовершенной информации.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Управленческая экономика Рыночные структуры несовершенной конкуренции.
Ценовая дискриминация, виды ценовой дискриминации.
1. Cущность рынка чистой монополии. 2. Показатели монопольной власти 3. Ценовая дискриминация.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Экстерналии: продолжение Решение проблемы экстерналий: аналитический пример Экстерналии и асимметричная информация Сетевые экстерналии.
Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.
Максимизация прибыли монополистом. Сравнение монополии и совершенной конкуренции Уроки 3-4.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
М ОДЕЛЬ Э ДЖУОРТА Редок Полина, студентка 1 курса, группы э 122 б.
Выпуск, цена и прибыль монополиста в краткосрочном периоде DМDМ MR MСMС АTСАTС Q P PМPМ АVСАVС D1D1 MR 1 QMQM Q M1.
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
Олигополия - 2 Модель ценового лидерства: Предпосылки, идея и графическая иллюстрация равновесия Аналитический пример Модель Штакельберга: Предпосылки,
ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.. Целью деятельности любой фирмы является максимизация экономической прибыли. Целью деятельности любой фирмы является максимизация.
Олигополия - 3 Модель Штакельберга Сопоставление равновесия с равновесием модели Курно Вариации модели Бертрана: дифференцированные товары, ограничение.
Ценовая политика туристского предприятия Цена – экономическое понятие, означающее «количество денег», за которое покупатель готов купить, а продавец согласен.
Транксрипт:

Монополия - 2 Налоговое регулирование монополии Ценовая дискриминация I типа Ценовая дискриминация III типа

Влияние налогов и субсидий на равновесие при монополии ПРИМЕР: Рассмотрим две отрасли: совершенно конкурентную и монополизированную. - функции спроса одинаковы и линейны - технологии одинаковы, и имеют постоянную отдачу от масштаба Государство вводит потоварный налог t на производителей в обеих отраслях:

Видно, что при монополии равновесная цена возрастает меньше, чем на величину налога. Всегда ли справедлива такая закономерность? Две отрасли: совершенно конкурентная и монополизированная. -функции спроса одинаковы и имеют вид -- технологии одинаковы, и имеют постоянную отдачу от масштаба Государство вводит потоварный налог t на производителей в обеих отраслях:

Ценовая дискриминация Как известно, для любого объема выпуска монополиста (Q) его предельная выручка (MR(Q)) меньше цены товара (P D (Q)). Это следует, во-первых, из того, что монополия имеет дело со всем рыночным спросом, а во-вторых, из закона единой цены – все единицы товара, продаваемые в одно и то же время, должны продаваться по одной и той же цене. Закон единой цены опирается на предположение о возможности арбитража – перепродажи товара. Если же по каким-то причинам перепродажа невозможна, возникает возможность для нарушения закона единой цены – ценовой дискриминации… Ценовая дискриминация имеет место в случае одновременной продажи одинаковых количеств одного и того же товара по разным ценам. Выделяют 3 типа ценовой дискриминации

Ценовая дискриминация I типа Этот тип ценовой дискриминации называют также «совершенной ценовой дискриминацией», т.к. он позволяет полностью перераспределить весь выигрыш от сделок в пользу продавца. При ценовой дискриминации I типа каждая единица товара продается по своей собственной, индивидуальной цене. Фактически, каждая единица товара продается тому покупателю, который ценит ее больше всех, по максимальной цене, которую он готов за нее заплатить. Попробуете назвать несколько примеров?

Ценовая дискриминация I типа: иллюстрация 1) Фирма продает каждую единицу товара тому, кто готов заплатить за нее больше всех, по максимальной цене, которую он готов заплатить 2) Отсюда, MR(Q) = P D (Q) 3) Монополия изымает весь CS 4) Поскольку PS = TW, фирма максимизирует общественное благосостояние! - прибыль монополии AC(Q) P D (Q)=MR(Q) MC(Q) AC(Q M ) QMQM MC P D (Q) - Общественное благосостояние (= PS монополии) QMQM

Ценовая дискриминация II типа, или дискриминация по количеству При дискриминации II типа цена каждой единицы товара зависит от количества продаваемого товара продается – но не зависит от того, кто покупает эту партию товара. ПРИМЕРЫ: Большой супермаркет продает одни и те же пачки сока поодиночке, или в пакетах «3 по цене x». Поставщик услуг связи предоставляет скидки на телефонные переговоры сверх определенной продолжительности. Экономические модели ценовой дискриминации II типа довольно сложны, поэтому разговор о них мы отложим для отдельной лекции…

Ценовая дискриминация III типа, или дискриминация по сегментам рынка Цена каждой единицы товара не зависит от того, сколько товара продается, но зависит от того, кто покупает эту партию товара. Примеры: скидки отдельным, легко идентифицируемым группам покупателей – пенсионерам, студентам, покупателям с детьми и т.д.

Дискриминация III типа: пример Единственная парикмахерская в маленьком шахтерском городке 2 типа клиентов: –шахтеры: совокупная обратная функция спроса - p 1 (x 1 ) –пенсионеры: совокупная обратная функция спроса - p 2 (x 2 ) функция издержек: с(x 1 + x 2 ) фирма может безошибочно назвать тип клиента (попросив предъявить пенсионное удостоверение) арбитраж невозможен (попробуйте перепродать стрижку у вас на голове!)

Задача фирмы: ЗАМЕТИМ, что фирма может устанавливать x 1 и x 2 НЕЗАВИСИМО: поскольку она точно знает тип клиента и ее услуги невозможно перепродать, она работает как бы на двух изолированных рынках. F.O.C. для внутренних решений: MR 1 (x 1 ) = MC(x 1 + x 2 ) MR 2 (x 2 ) = MC(x 1 + x 2 ) То есть, предельные издержки производства последней единицы товара должны равняться предельной выручке от ее продажи на любом рынке.

Мы можем переписать условия первого порядка с помощью правила «издержки плюс накидка»: Мы вновь видим связь между эластичностью спроса и рыночной властью: цена будет выше для покупателей с менее эластичным спросом. А поскольку у пенсионеров, студентов, и прочих потребителей с небольшой платежеспособностью спрос, как правило, более эластичен – при дискриминации III рода им назначают более низкую цену, чем всем остальным!

Дискриминация III рода при постоянных предельных издержках - пример Рассмотрим тот же пример с парикмахерской: функция спроса шахтеров: D 1 (p 1 ) = 100 – p 1 функция спроса пенсионеров: D 2 (p 2 ) = 100 – 2p 2 функция издержек монополиста: с(x) = 20x Пусть монополия дискриминирует по III типу: каждой группе потребителей назначается своя цена.

Задача фирмы: F.O.C. для внутренних решений: 100 – 2x 1 = 20 x 1 * = 40, p 1 * = – x 2 = 20 x 2 * = 30, p 2 * = 35 Прибыль монополии: π m d = 60* *30 – 20( ) = 2050 Потребительский излишек шахтеров: CS 1 d = ½*40*40 = 800 Потребительский излишек пенсионеров: CS 2 d = ½*15*30 = 225 Благосостояние общества: TW d = π m d + CS 1 d + CS 2 d = 3075

Иллюстрация равновесия при дискриминации III типа:

Как выглядела бы задача монополиста, если бы дискриминация была запрещена? В этом случае монополия имела бы дело с обычной рыночной кривой спроса: Условие первого порядка для максимизации прибыли:

Равновесие без дискриминации Условиям первого порядка удовлетворяют два выпуска. Чтобы выяснить, какой из них выберет фирма, сравним уровни прибыли: π(40) = ( )*40 = 1600; π(70) = (43,(3) - 20)*70 = 1633,(3) Итак, фирма будет стричь 70 человек.

Рассчитаем общественное благосостояние для случая, когда монополия не дискриминирует: Вспомним: благосостояние при дискриминации составляло 3075 единиц. То есть, при отмене дискриминации общественное благосостояние увеличилось – а выпуск монополии не изменился. Почему? Разгадка в том, кому именно продаются услуги. Если при дискриминации монополия продавала 40 стрижек шахтерам, и 30 пенсионерам, то без дискриминации шахтеры покупают 56,6, а пенсионеры – только 13,3. Но у шахтеров более высокая готовность платить – CS возрастает.