Не верь, не бойся, не проси – что нужно понимать компании для формирования эффективного предложения в условиях общеэкономической рецессии Гурков И.Б.
2 Удар финансового кризиса текущих полныхПереход от учета текущих к учету полных издержек ощущаемыхРост ощущаемых цен (как % общих затрат покупателя на потребность) Стремительное разрушение корневых компетенций (потеря non-proprietary know-how и связей)
3 Удар финансового кризиса как перепозиционирование бизнеса Цена Качество КК низкая высокая Издержки
4 Матрица потребителя по воспринимаемым ценам и качеству с учетом надежности ( январь-февраль г.) KАЧЕСТВО ЦЕНА Средняя Средние иномарки Роллс- Ройс ЛАДА 25-45% Год. дохода 10-20% год. дохода Закономерное падение спроса
5 Частный конкурентный сектор – стратегический выбор между реструктуризацией (1), инновационным развитием (2) сдачей бизнеса (3) Цена Качество КК низкая высокая Издержки
6 Факторы выбора форм поведения для конкурентного сектора Паттерны поведения менеджмента Позиционирование акционеров и паттерны поведения акционеров Место конечной продукции в системе потребностей Место фирмы в производственно-сбытовой цепочке «Задел» инновационных компетенций и готовность к организационным изменениям
НЕ ВЕРЬ Общим данным о падении в отрасли- если у Вас несколько % общего объема – Вас не должна волновать общая динамика Статистике об иных рынках – труда и капитала == квалифицированных работников не стало больше, нефиктивный капитал никуда не делся 7
НЕ БОЙСЯ Заниматься тем, чем раньше не приходилось или «БЫЛО ЗАПАДЛО» Требовать от работников большего – Вы не имели … реально узнать, на что они способны Больше платить работникам СНИЖАТЬ ЦЕНЫ 8
НЕ ПРОСИ Государственной помощи – ее нет и не будет Отсрочек кредиторов и иных поставщиков Принять векселя и прочие бумажки Снисходительности к снизившемуся качеству «в экстремальных условиях» 9
Диапазон действий в условиях экономического кризиса Действия по высвобождению активов Действия по поддержанию активов Действия по развитию активов 10
Действия по развитию активов Расширение интенсивности рекламной деятельности Расширение лоббистких усилий Расширение контактов с конкурентами Повышение открытости в отношениях с персоналом Размещение облигаций Дополнительные вливания в капитал компании со стороны ее акционеров (владельцев) Ускорение разработки и выпуска на рынок новых товаров (услуг) Вложения в НИОКР Вложение в сбытовую (дилерскую) сеть Привлечение нового персонала Покупка нового оборудования Покупка (обмен) патентами и ноу-хау Приобретение иных фирм 11
Действия по поддержанию активов Рефинансирование долгов Реструктуризация фирмы (оформление зон более стабильного бизнеса в виде новых юридических лиц) Оптимизация загрузки мощностей (оборудования, включая складского) и персонала Пересмотр структуры поставок (номенклатуры и круга поставщиков) и запасов сырья и материалов Экономия на техническом обслуживании Экономия на административных и представительских расходах 12
Действия по высвобождению активов Ликвидация фирмы Продажа фирмы Продажа значительной доли акций фирмы Продажа части материальных активов Продажа части нематериальных активов Массовые (более 15% численности) сокращения персонала 13
14 Мероприятия Кластер 1Кластер 2Кластер 3 Ликвидация фирмы 000 Продажа фирмы 0110 Продажа значительной доли акций фирмы 0144 Продажа части материальных активов 0184 Продажа части нематериальных активов 0710 Массовые (более 15% численности) сокращения персонала 9327 Рефинансирование долгов Реструктуризация фирмы (оформление зон более стабильного бизнеса в виде новых юридических лиц) Оптимизация загрузки мощностей (оборудования, включая складского) и персонала Пересмотр структуры поставок (номенклатуры и круга поставщиков) и запасов сырья и материалов Экономия на техническом обслуживании Экономия на административных и представительских расходах Расширение интенсивности рекламной деятельности Расширение лоббистских усилий Расширение контактов с конкурентами 9119 Повышение открытости в отношениях с персоналом Размещение облигаций 000 Дополнительные вливания в капитал компании со стороны ее акционеров (владельцев) Ускорение разработки и выпуска на рынок новых товаров (услуг) Вложения в НИОКР 0426 Вложения в сбытовую (дилерскую) сеть 6746 Привлечение нового персонала Покупка нового оборудования 0426 Покупка (обмен) патентами и ноу-хау 0011 Приобретение иных фирм 3411
«Коромысло активов» Действия по Высвобождению активов Действия по развитию активов Действия по сохранению активов
Выбор весов коромысла высвобождение активовКризис как предлог выхода из бизнеса – высвобождение активов сохранение активовКризис как адаптация – сохранение активов развитие активовКризис как уникальная возможность для роста конкурентоспособности в условиях ослабления конкурентов – развитие активов
Итоговыйсписок задач для руководства фирмы в период экономического спада Четкое видение границ банкротства и ликвидации и защита данных границ всеми способами социального ядраСохранение социального ядра фирмы (внешние и внутренние взаимоотношения) Сохранение технологического ядра фирмы (возможности производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию) Изменения организационного дизайна для сохранения технологического и социального ядра МЫСЛИТЬСохранение хладнокровия и способностей МЫСЛИТЬ
Послесловие Подробности –