РАБОТА С СИТУАЦИЯМИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Сборник (картотека ситуаций) Процесс сбора ситуаций у детей, родителей, учителей – это своеобразный срез проблем в детско- взрослом сообществе образовательного учреждения, в семье, в жизни взрослого и ребёнка. Именно ситуации, а точнее работа с ними, позволяет воспитать добродетели в человеке.
Добродетель - 1. Положительное нравственное качество человека (противоп.: порок)Положительноекачество За ним стоит то, что так необходимо в жизни любого человека: доброта, вежливость, благодарность, любовь, милосердие, мужество, нежность, ответственность, справедливость, трудолюбие, честность, уважение…
Ситуация – это конкретное взаимодействие субъектов в определённых условиях и в определённых конкретных ситуациях Ситуация может иметь правовую основу, если нарушен определённый закон РФ. В таких случаях для её решения привлекаются специалисты, у каждого из которых здесь есть своя роль. В рамках своей компетенции – классный руководитель, социальный педагог, специалисты из органов опеки и комиссии по делам несовершеннолетних – оказывают помощь ребёнку, его родителям, семье в целом.
Мы же рассматриваем ситуацию как материал для дискуссии или для диалога с самим собой. По своему содержанию, ситуации можно классифицировать, а именно: основы мужской и женской культуры; основы семейного уклада; основы семейного воспитания; основы здорового образа жизни и семейного содержательного досуга; истории создания семьи и рода; права детей и родителей; взаимодействие семьи и образовательного учреждения.
Ещё в 6 в. до н.э. Эсхил сказал: «Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны». Индивидуальная и групповая форма с ситуациями, действительно, делает наши знания полезными и позволяет нам стать мудрее по жизни, «познать самого себя» (Цицерон). Работая с ситуациями, мы усваиваем правила достойного поведения. Учимся поступать порядочно.
Попробуем для себя дать определение, что же такое ситуация. Для этого прошу Вас выполнить следующие задания. Работа с тезисами. Прочитайте тезисы, после каждого тезиса ответьте сами для себя по одному из двух вариантов: А) да, согласна, это действительно так, потому что… Б) не согласна, это не так, потому что… Перечень тезисов. Ситуация – это маленький спектакль со своими добрыми и не совсем добрыми действующими лицами. Ситуация – это кусочек твоей или чужой жизни. Ситуация – это материал для дискуссии и внутреннего диалога. Ситуация – это способ понять другого человека, мотивы его поведения. Ситуация – это возможность увидеть себя со стороны. Ситуация – это учёба на чужих ошибках. Ситуация – это повод задуматься о своих отношениях с Миром – миром людей, природы, вещей. Ситуация – это возможность сформировать общественное мнение о духовно-нравственных ценностях человека, семьи, общества. Ситуация – это средство познания, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Попробуйте самостоятельно составить свои тезисы, продолжив фразы: – Работа с ситуациями – это гарантия… – Работа с ситуациями – это механизм… – Работа с ситуациями – это форма… – Работа с ситуациями – это процесс…
Поработайте со словарями: загляните в толковые словари, в словари синонимов и антонимов, выпишите определения понятия «ситуация».
Составьте собственное определение понятия «ситуация». Определите роль работы с ситуациями в родительском образовании.
Ситуации можно обсуждать как в рамках индивидуальной работы с человеком, так и в группах и родителей, и детей. Для этого необходимо: присутствующих посадить в круг, «глаза в глаза», и поделить их на микрогруппы по 2-3 человека.
Возможны 3 варианта работы с ситуациями: Одну и ту же ситуацию обсуждают все микрогруппы, а затем по кругу обмениваются своими мнениями. Каждая микрогруппа получает для работы свою ситуацию, но все эти ситуации схожи по содержанию. Например, отношение родителей и детей. У каждой микрогруппы своя ситуация, своя тема. Подобный вариант работы можно использовать как задание в родительском зачёте, в ритуале посвящения в родители, в конкурсе семей года и т.д.
Вы легче достигните поставленной цели, если к каждой ситуации добавите вопрос для конкретного разговора Если Ваша аудитория подготовлена, сильная, предложите микрогруппам представить свои ситуации, а затем по кругу передать их «соседям» для решения.
Ещё один необязательный совет. После обсуждения ситуации в группе дайте слово специалисту – психологу, социальному педагогу. Если такового рядом с Вами нет, подготовьте комментарии заранее (загляните в книги, поговорите со специалистами). А затем зачитайте или раздайте микрогруппам и дайте возможность аудитории высказать своё согласие или несогласие с точкой зрения специалиста.
Приёмы, используемые в работе с ситуациями: Элемент ролевой игры. Как дополнительное задание – разыграть предложенную ситуацию, а потом дать свой комментарий к ней. Методика незаконченного предложения. Данный приём можно использовать как вывод после обсуждения ситуации. Пишет каждый, а затем проговаривают вслух. Или сдают листочки со своими мнениями ведущему, который зачитывает их для всей аудитории. Наказ (самому себе, родителям, детям, мужчинам, женщинам, снохе, свекрови…) – в зависимости от содержания ситуации. Можно использовать как форму индивидуального и коллективного вывода – итога обсуждения ситуации. Размышление наедине с самим собой. Используем четвертинки формата А4, на них пишем индивидуальный вывод после обсуждения ситуаций (на одну тему) в группе. Листочки собираем и зачитываем. Подписываться автору не обязательно. Составление правил, заповедей, кодексов. Коллективная работа после обсуждения ситуаций на одну тему. Портрет – составление словесного коллективного портрета хорошего сына, мужа, жены, одноклассника, родителя, мужчины, женщины и т.д. Это может быть образ счастливой семьи, родного дома и др. Взаимоконсультации используются тогда, когда одна из групп не может решить свою ситуацию. В этом случае все микрогруппы советуются между собой и дают свои варианты решений данных ситуаций.