Стандарты нового поколения Поправки к закону об образовании в статье «Стандарты» Место базисного плана в комплекте документов по стандартам Базисный образовательный план Примерные (базисные) учебные программы
Педагогические проблемы Переход от предметоцентрированной модели обучения к личностно-центрированной Переход к субъект-субъектным взаимоотношениям между участниками образовательного процесса Переход к практике ориентации образовательного процесса на достижение планируемых (ожидаемых) результатов образования от практики «обучения по учебнику» Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Основные характеристики современных педагогических нормативов Взаимосвязь предметной и развивающей функций стандартов образования Направленность стандартов на регуляцию результата образования при вариативном построении образовательного процесса Необходимость нового понимания результата современного общего образования – на основе деятельностного и компетентностного подходов Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Особенности подхода разработки новых ФГОС ФГОС – инструмент развития системы образования: Задает системе образования ориентиры развития, определяющие целевые установки осуществления общего образования Служит фундаментом реформы общего образования, сохраняет достоинства и конкурентные преимущества российской школы и направлен на решение задачи развития человеческого капитала Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
ФГОС – инструмент правового регулирования В основе разработки ФГОС – общественный договор в отношении: ожидаемых результатов общего образования принципов формирования и сущности взаимных обязательств и прав всех участников договора общих принципов организации образовательного процесса Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
ФГОС – инструмент организации и координации деятельности субъектов образовательной системы Регламентирует: цели их деятельности образовательный процесс результаты Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования включают в себя требования к структуре основных образовательных программ условиям реализации основных образовательных программ результатам освоения основных образовательных программ п.4 статьи 7 Закона «Об образовании» Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Стандарт -комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта -минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей -гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану Шаблон – трафарет, лекало Стандарт – установленная норма, минимальные требования Гарантия – обязательства, обеспечение, ответственность
Закон о новой структуре образовательного стандарта Закон о введении Единого государственного экзамена Закон об участии работодателей в разработке ГОС Закон об уровневом образовании Законы об автономных учреждениях и целевом капитале Законопроект об административной ответственности
Современные требования к условиям предоставления образования -квалифицированные (и мотивированные) педагоги -возможность ( современное учебное оборудование) и готовность использовать современные образовательные технологии -безопасные и комфортные культурно-бытовые условия -(от гардероба, столовой и туалета -до хорошо оборудованных читального, актового, спортивного залов) -насыщенная, полноценная развивающая среда общения со сверстниками -(особенно в старшем возрасте)
Новые стандарты -образовательных программ: требования к 1) структуре 2) условиям реализации кадровым финансовым материально-техническим иным 3) результатам освоения -финансовых механизмов -управления образованием -оценки качества образования - повышения квалификации и аттестации руководящих кадров педагогических кадров
Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к: 1.структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса; 2.условиям реализации основных образовательных программ; 3.результатам освоения основных образовательных программ Статья 7
Требования к результатам освоения основных образовательных программ Базисный образовательный план Программы воспитания и социализации Концепция образователь ных областей Планируемые результаты обучения Универсаль ные учебные действия Примерные программы Фундаме нтальное ядро содержа ния Ценност ные ориентир ы Внеучебные Внешкольные УМК Т
Стандарт как совокупность трех систем требований: К структуре основных образовательных программ К результатам освоения основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ
Структура программ 1.Пояснительная записка 2.Основное содержание курса 3.Тематическое планирование (3 варианта) 4.Планируемые результаты обучения 5.Рекомендации по оцениванию учебных достижений учащихся 6.Рекомендации по оснащению образовательного процесса 7.Рекомендации по внеурочной деятельности учащихся