Учебная мотивация подростков Выполнил учащийся 9 класса МОУ«Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа » Целинного района Алтайского края Сугоняк Владислав
Цель: определить причины недостаточной и низкой учебной мотивации подростков Объект исследования – учебная мотивация Предмет исследования – особенности учебной мотивации Гипотеза: строилась на предположении о том, на учебную мотивацию подростков влияют ряд факторов, в частности, общение со сверстниками, появление увлечений, значимость общественно-полезной деятельности, изменения в эмоциональной сфере, усиление роли друзей.
1.Исследование проблемы учебной мотивации 1.1 Общая характеристика и виды мотивов Мотив – это то, что определяет, стимулирует человека к совершению какого-либо действия Мотивация – сложная, многоуровневая система, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, ценности и т.д.
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включённый в учебную деятельность Факторы мотивации ученика: Обучение ради обучения (без удовольствия) Обучение без личных интересов и выгод Обучение ради успеха или из-за боязни неудач Обучение по принуждению или под давлением Обучение для достижения цели
Мотивация – стержень личности, к которому «стягиваются» такие свойства, как направленность личности, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, эмоции и другие социально-психологические характеристики Мотивы бывают: познавательные социальные внешние внутренние мотив к достижению успеха мотив к избеганию неудач
Подросток как субъект учебной деятельности Подростковый возраст наиболее сложный период от детства к взрослости, когда возникает центральное личностное новообразование человека – « ч увство взрослости»
1.3.Низкая учебная мотивация и её причины Одна из причин неадекватной учебной мотивации – это низкий уровень развития мотивационно-потребностной сферы, который проявляется в её рассогласовании
Проявления рассогласования : 1. Стремления подростка не соответствует его волевым усилиям 2. Внешние мотивы доминируют над внутренними 3. Реально действующие мотивы преобладают над нравственными А также : Интеллектуальная пассивность Несформированность основных компонентов учебной деятельности Усиление роли друзей Появление увлечений и др.
2.Психолого-педагогическое исследование причин недостаточной и низкой учебной мотивации подростков
Графическое отображение мотивационных характеристик
Рекомендации учителям и родителям по повышению недостаточной и низкой учебной мотивации 1.Учитывать индивидуальные особенности учащихся (темперамент, способности, настроение, интересы). интересы). 2.Использовать на уроках такой материал, чтобы учитывались возможности учащихся с разной модальностью: аудиалы, визуалы, кинестетики. 3.Чаще применять на уроках мультимедиа. 4.Разнообразнее использовать приёмы поощрения
5.Шире привлекать учащихся к научно – исследовательской (проектной) работе. 6.Формировать у учащихся уверенность в себе, больше доверять, учить ответственности средствами своего предмета. 7.Помогать учащимся справляться с разочарованиями и сомнениями. 8.Поддерживать способности ребёнка к творчеству и проявлять сочувствие к его неудачам.
В подростковом возрасте наблюдается ряд факторов, которые обуславливают уровень учебной мотивации 1. Появление увлечений 2. Значимость общественно-полезной деятельности, в которой подросток может выделиться, найти себя 3. Усиление роли друзей 4. Общение со сверстниками 5. Изменения в эмоциональной сфере